Защитник земли русской

22.04.2018

Валерий ШАМБАРОВ

Кого из святых праведников чаще всего вспоминают русские люди, когда сталкиваются с серьезными проблемами, опасностями или просто заходят в храм — помолиться, поставить свечи? Николая Угодника и Георгия Победоносца. 6 мая в честь одного из них отмечается праздник — Егорьев день.

Его житие популярно, а судьба хорошо известна. Он был сыном очень знатных родителей. Отец, военачальник в чине стратилата, принял за Христа мученический венец. Овдовевшая мать владела богатыми поместьями в Палестине. Туда же увезла ребенка, воспитывала в строгой и возвышенной христианской вере. Повзрослев, Георгий унаследовал огромное состояние, поступил в римскую армию. Как участник сражений отличился доблестью и командирскими талантами. Был замечен императором Диоклетианом — приближен, возведен в звание комита.

Этого правителя, к несчастью его сограждан, обуял замысел возродить разлагавшуюся Римскую империю на основе древних, языческих традиций. Христианство он считал помехой для осуществления своих планов, в 303–304 годы развернул гонения на тех, кто молился Спасителю. Издал 4 эдикта. Согласно первому из них Христова вера запрещалась, храмы разрушались. Второй предписывал арестовать священников. Посредством третьего их вынуждали принести жертву языческим богам. Четвертый распространил — под страхом смерти — данное требование на всех христиан. По городам покатилась кровавая вакханалия.

Георгий распродал имущество, раздал деньги нищим, освободил невольников, а сам явился к императору и объявил: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». Один придворный повторил вопрос Пилата: «Что есть истина?» Будущий святой ответил твердо: «Истина есть Сам Христос, гонимый вами».

Диоклетиан был ошеломлен, он успел полюбить молодого военачальника. Даруя ему шанс сохранить жизнь, предложил принести языческую жертву. Георгий отказался. В течение 7 дней его подвергали чудовищным пыткам, от которых несчастный должен был неминуемо погибнуть. Но он держался так, словно не чувствовал боли. Страшные раны чудесным образом заживали. Видя это, палачи, стражники, сановники поражались и принимали христианство. Император выходил из себя, приказывал тут же казнить обратившихся. Но и сам удивлялся не меньше, спрашивал узника, каким, дескать, колдовством он овладел?

Воин объяснял чудеса всемогуществом Господа. Деспот хотел поймать его на слове и посрамить — потребовал оживить мертвого. Вера св. Георгия была настолько велика, что Бог услышал его мольбы и сотворил чудо воскрешения. После этого уверовали очень многие, потянулись тайком к темнице мученика и по его молитвам получали помощь в болезнях и разных бедах. В ночь перед восьмым днем испытаний ему явился Христос. Обнял, поцеловал, возложил на него венец и ободрил: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».

Император извелся, видя тщетность всех своих усилий и расчетов. Придумал последнее средство: стал соблазнять Георгия местом соправителя. А тот взял да и предложил ему пойти... в капище Аполлона. Диоклетиан обрадовался, возомнил, что достиг желаемого.

В языческой молельне воин прилюдно обратился к идолу: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» К ужасу собравшихся, злой дух в статуе заговорил — признался, что он не кто иной, как один из падших ангелов, прельщающих людей. В продолжение «диалога» св. Георгий спросил: разве они, истуканы, смеют оставаться здесь, если пришел служитель Истинного Бога? Статуи с шумом начали падать, поднялась суматоха. Даже императрица Александра бросилась к страстотерпцу, взывая ко Христу. Другие, напротив, разъярились, а римский правитель велел немедленно казнить обоих.

Это событие обернулось крахом всего язычества. Растекалась молва о происшедшем, колебавшиеся и далекие от веры обращались в христианство. Диоклетиан через два года отрекся от власти. А еще через 7 лет св. равноапостольный Константин под знаменем Креста одолел всех своих противников, идолы стали падать по всей Римской империи.

Зафиксировано много посмертных чудес св. Георгия. Самое известное описано примерно так. В одном из городов Ливана выползал из озера страшный змей, разорявший страну. Жители-язычники решили ублажать его, выбирали по жребию и оставляли всякий раз на берегу очередную жертву. Когда эта участь выпала царской дочери и она уже ждала своей погибели, явился величественный всадник. С крестным знамением и призывом к Спасителю он ринулся в схватку и поразил змия копьем. В результате в Христову веру перешло все местное население.

Эпизод с драконом стал наиболее наглядным и образным (в эпоху распространения христианства для людей, ничего не ведавших о новом учении, подобные чудеса были особенно важны). Главный же подвиг иной: всецело отдавшись воле Создателя, он победил слабость человеческого естества, собственные страдания, отверг без колебаний все соблазны и искушения. И тем самым получил необоримую силу, позволившую ему одолеть и своих мучителей, и всякую нечисть, и даже саму смерть. Эту высочайшую победу святой завоевал, чтобы делиться ею с другими людьми.

Когда ратники воодушевлялись именем Христа — получали через св. Георгия помощь свыше. В качестве покровителя воинов его почитали и в Западной Европе, и в Византии, и даже на мусульманском Востоке (арабы долгое время относились к христианству весьма уважительно). Особенно широко его культ распространился в Грузии, которую называли «страной Георгия». На Руси такое почитание утвердилось сразу же после Крещения, что вполне закономерно: сражаться с иноверцами, нападавшими на нашу землю, приходилось часто, а св. Георгий предстал как небесный шеф ее защитников.

Точно не известно, с какого времени изображения Победоносца, пронзающего копьем змия, пополнили собой героическую символику Отечества. Самые ранние из икон известны с конца XI века. Имя Георгий (на Руси произносили — Гюргий или Юрий) было нередким среди властителей. Его носили первый великий князь Московский Юрий Данилович, святой князь-мученик Юрий Всеволодович (пытался защитить страну от нашествия Батыя и геройски пал на Сити), основатель Москвы Юрий Долгорукий... В крещении имя Георгия принял св. благоверный князь Ярослав Мудрый. Построив в Киеве первый храм и монастырь в честь своего покровителя, он даже учредил новый православный праздник, зимний Юрьев день.

Ну а змий в нашей традиции некогда символизировал Орду, угрозу со стороны степняков — на ханских знаменах изображали драконов, позаимствованных в Китае. Св. Георгий Победоносец, напротив, издавна воспринимается как небесный помощник Руси в борьбе за независимость. Образ прочно закрепился в геральдике Москвы, которая в свое время раз и навсегда возглавила эту борьбу. После женитьбы Ивана III на Софье Палеолог замечательный символ соединился на царской печати с византийским двуглавым орлом.

В народе испокон веков почитали и «мирного» св. Георгия (примечательно, что в переводе с греческого имя означает «земледелец», «землепашец»). Особенно ярко это проявлялось в день Егория вешнего. Православные празднества некогда органично соединились с дохристианскими ритуалами, посвященными весне — уже не робкой, не наступающей, а пришедшей во всей красе и полной силе.

Егорий Храбрый в народном сознании вобрал в себя черты языческих «светлых божеств» Даждьбога, Хорса, побеждавших злое начало. Говорили, что Господь в этот день дает св. Георгию заветные ключи, и ими он отмыкает землю, выпускает в мир животворящие силы. Как раз в начале мая по утрам на траве появляется обильная влага: на Руси верили, что «юрьева роса» наполнена весенней энергией, она особенная, целебная. Ее собирали, ею обрызгивались, умывались, предохраняясь от болезней.

На Егория вешнего впервые выгоняли на пастбище скот, окропив его «юрьевой росой» и нахлестывая веточкой вербы, освященной в Вербное Воскресенье. Св. Георгий почитался как покровитель домашних животных, прежде всего коней. Он оберегал их от случайных бед и напастей, отгонял хищников (иногда святого называли даже «волчьим пастырем»). Егорьев день считался «профессиональным праздником» пастухов, которых угощали всей деревенской общиной (и обливали водой, чтобы не засыпали на работе, зорко следили за стадами). В некоторых местах бытовал обычай именно в этот день, по завершении выпаса, впервые после Великого поста пить свеженадоенное молоко. Его освящали примерно так же, как на Медовый Спас — свежий мед, а на Преображение Господне — фрукты.

В весенний Юрьев день крестьяне ходили осматривать поля. Обход тоже был особым, праздничным: приглашали священников, совершали на пашне молебны с водосвятием, кропили всходы. Это опять-таки совмещалось с ритуалами, пришедшими из далеких дохристианских времен. Люди целовали землю, садились вместе за трапезу, а все остатки — крошки, кости, яичную скорлупу — зарывали здесь же, на поле. Хозяева «катались» (кувыркались) по своим посевам. Полагали, что такой обряд повышает урожайность.

Для защиты от вредителей, засухи, града втыкали крестики из прутиков, освященных в Вербное Воскресенье. Молились при этом, как повелось, св. Георгию. Тот выступал и охранителем полей. Считалось, что праведник-воин объезжал их на своем коне, ведь урожай обеспечивал не только достаток — от него зависела жизнь всей деревни.

Погодой, в представлении крестьян, заведовал тоже Егорий. К нему обращались с просьбами о ласковом солнышке, тепле, дожде. Его просили, чтобы он не допустил бури и ураганов, разнес, развеял их, не дав натворить бед. В общем, нетрудно понять, почему на Руси так любили и почитали Георгия Победоносца.

А на поле брани вспоминали его в самую первую очередь. Иконы с изображением св. Георгия вышивали на воинских знаменах. В 1769 году Екатерина Великая учредила орден его имени, ставший у русских офицеров самой престижной наградой. С 1806-го утвердилась практика вручать воинским частям за выдающуюся доблесть Георгиевские знамена и штандарты. С 1807-го появились легендарные ныне знаки отличия — Георгиевские кресты для нижних чинов, в 1913-м — Георгиевские медали. Многие другие награды, врученные за особо трудные и героические сражения (взятие Очакова, Измаила, Праги, Базарджика, победу под Прейсиш-Эйлау), носились на Георгиевской ленте.

В богоборческие времена и годы кровопролитных сражений Великой Отечественной к этому святому обращались с молитвами самые разные люди. Его призывали на помощь солдаты и офицеры в окопах, генералы в штабных блиндажах. Он являлся небесным покровителем маршала Жукова. Да и на гвардейских знаменах и орденах Славы не случайно вновь появилась Георгиевская лента. И разве можно считать обычным совпадением тот факт, что в победном 1945-м Пасха Христова пришлась на День св. Георгия? Война-то фактически закончилась именно 6 мая, когда нацистское правительство согласилось на полную и безоговорочную капитуляцию, подписанную несколькими днями позже.

И, разумеется, не случайно орден Св. Георгия и Георгиевский крест были восстановлены в Российской Федерации в новейшие времена. Победоносец по-прежнему остается покровителем наших вооруженных сил, защитником и охранителем Русской земли.


Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости


Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть