Первый престол

29.03.2017

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Историческая и духовная ценность этого храма такова, что с ним едва ли может сравниться любое другое культовое сооружение России. Место коронации императоров и погребения выдающихся православных иерархов, главный собор до смуты 1917 года и патриарший кафедральный в настоящее время. В своем нынешнем величавом обличье он был возведен 540 лет назад.

Традиция строить храмы во имя Успения Божией Матери зародилась в нашем государстве в XI веке, начиная с закладки Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре мастерами, пришедшими из несохранившегося доныне Влахернского храма Константинополя, где находились ризы Богородицы. В Москве, на Соборной площади Кремля, первый каменный Успенский собор был сооружен при Иване Калите. Его освятили в августе 1327-го накануне большого престольного праздника. 

Ко второй половине XV столетия Златоглавая возвысилась и укрепилась настолько, что статус державной столицы ни у кого не вызывал сомнений. Русская церковь обрела фактическую независимость от павшей Византии, а идеология «Москва — Третий Рим» уверенно завоевывала умы и сердца православных людей. Именно тогда великий князь, государь Иван III решил возвести вместо старого обветшавшего здания грандиозный собор, соответствующий новой миссии нашего христианского царства, который бы не уступал величием и красотой знаменитому памятнику домонгольской архитектуры — Успенскому собору Владимира. 

В 1472 году работы поручили зодчим, известным ныне под фамилиями Кривцов и Мышкин. Сооруженная под их началом церковь внезапно обрушилась — из-за некачественных стройматериалов и, как сказано в летописи, из-за «труса», землетрясения, случившегося в 1474-м. 

Для нового строительства пригласили опытного, маститого специалиста с Апеннин. На этот выбор вполне могла повлиять София Палеолог, выросшая и воспитанная в Риме при папском дворе. Посол Семен Толбузин сумел договориться с архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Весной 1475-го тот, вместе с сыном Андреа и помощником Пьетро, прибыл в Москву. Шестидесятилетний мастер был видным представителем Ренессанса, обладал широкими познаниями в различных областях, занимал должность старшины лоджии каменщиков Болоньи. Он с успехом возводил фортификационные сооружения, спрямлял русла рек, делал шлюзы в Италии и мосты в Венгрии. Особенную славу ему принесли сложнейшие строительные операции по перемещению колоколен, выпрямлению покосившейся башни в Мантуе. 

Под руководством итальянца руины прежней постройки мигом разобрали. В окрестностях Москвы, близ Андроникова монастыря запустили завод по изготовлению прочного стандартного кирпича. С берегов реки Пахры завезли белый камень. Поскольку Иван III и духовенство желали, чтобы новый храм отвечал древнерусским традициям и повторял облик владимирского собора, Фиораванти отправился в длительное путешествие, намереваясь досконально изучить особенности православной архитектуры Руси. Побывал во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Ярославле, Вологде, Великом Устюге, Каргополе, Великом Новгороде, на Соловках и побережье Белого моря. Этот вояж он совершил с проводником, став первым со времен викингов европейцем, проделавшим столь длинный и, в сущности, нелегкий путь. Немало впечатлившись увиденным, создал проект пятиглавого собора, где творчески соединил приемы традиционного русского зодчества и архитектуры Возрождения. Строительные работы шли быстрыми темпами. Применялись точные расчеты и самые передовые по тем временам технологии — подъемная машина, разборная опалубка и многое другое. При закладке фундамента использовались антисейсмические конструкции из дубовых свай, а вместо принятых на Руси связей-балок из дерева — металлические. Кирпичная кладка сочеталась с белокаменной, раствор, которым она скреплялась, отличала особая прочность. Современник событий писал так: «И яко наутро засохнет, то ножом неможно расколупати». 

К 1477-му колоссальное шестистолпное здание с пятью апсидами построили. Еще два года ушло на внутреннюю отделку. В августе 1479-го митрополит Московский Геронтий торжественно освятил храм. Очевидцев поразила его красота и гармония. Успенский собор стал главным сооружением Кремля, образцом для подражания зодчих последующих столетий. Его мощное пятиглавие впредь олицетворяло великую национальную архитектуру и неувядаемую славу столицы. Наружные росписи в дальнейшем многократно обновлялись, переписывались вплоть до начала XX века. Тем не менее не исчезло сакральное содержание первых фресок, и по сей день отражающих главную, незыблемую идею: русская церковь — хранительница православия. 

Современный вид интерьера сложился в середине XVII столетия. Центральную часть собора занимают росписи 1642–1643 годов: 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур. Они были исполнены по контурам предыдущей живописи — 1515 года. До нас дошли лишь фрагменты подлинных изображений 1481–1482 годов, вероятно, принадлежащие кисти Дионисия и художников его круга: на алтарной преграде, в недоступных для осмотра туристами помещениях алтаря, в Похвальском и Петропавловском приделах. Сегодня это самые древние фрески, сохранившиеся в Москве. Четыре верхних ряда основного иконостаса появились еще в 1653-м — по заказу патриарха Никона. Нижний ряд, а также северный и южный пристенные иконостасы составлены из уникальных произведений XI–XVII веков, созданных для кремлевских соборов в Белокаменной и привезенных великими князьями из прочих древних городов. Наиболее известны храмовая икона «Успение», «Спас Ярое Око», «Спас Златые Власы», двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий». 

Кроме того, в северном иконостасе размещены иконы из Соловецкого монастыря. Рядом находятся богато украшенные шатры — молельные места для главы церкви, царя и царицы. Освещают собор одиннадцать бронзовых позолоченных паникадил XVII века и одно серебряное, изготовленное в 1817 году из 328 килограммов серебра. Благородный металл был отбит казаками у французов, которые во время своего бесславного пребывания в Москве уничтожили прежнее паникадило. 

В XIV–XVII столетиях собор, повторимся, служил местом упокоения русских святителей. Захоронения находятся «под спудом» — под полом. В XVII веке над ними соорудили надгробия, а мощи глав русской церкви, причисленных к лику святых, пребывают в серебряных раках в самом храме. Здесь возводили на кафедру московских митрополитов, совершались интронизации патриархов, хранились документы государственной важности, реликвии. 

В 1547-м в этих стенах венчался на царство первый русский царь Иван IV. И все последующие коронации происходили в Успенском соборе. За свою историю он не однажды страдал от пожаров, грабежей, был осквернен и разорен солдатами Наполеона. Однако большинство святынь все же удалось сберечь, многое из спасенного теперь находится в Оружейной палате и Третьяковской галерее. 

Собор входит ныне в состав Музеев Московского Кремля. В 1990-м он вновь получил статус патриаршего. В дни главных церковных праздников в нем совершаются торжественные богослужения. Сейчас здесь началась масштабная реставрация. План комплексных работ расписан до 2023 года. 

Как отметил хранитель Успенского собора Алексей Барков, сравнительно недавно в храме утеплили своды, используя для этого современные высокотехнологичные материалы. Высоко оценил он и работу сотрудников Межобластного научно-реставрационного художественного управления, учеников выдающегося реставратора Владимира Сарабьянова, которые очистили от пыли, промыли и укрепили стенопись. Но впереди ожидается немало трудностей. Алексей Геннадьевич рассказал «Своему» о том, что предстоит сделать для уникального памятника архитектуры и национальной истории в ближайшем будущем:

— Последний раз храм реставрировали в 1970–1980-е, то есть довольно давно. Вообще же реставрация подобных объектов сродни медицине — не всегда можно предвидеть побочные эффекты. Сложнейшие методики отрабатываются годами, что-то подходит, что-то — нет. Мы, конечно же, делаем все возможное для надлежащего сохранения собора. В нашем музее есть свои реставраторы, постоянно следящие и за самим зданием, и за всем, что в нем находится.

По словам Баркова, несмотря на всемирную славу храма, многое о нем до сих пор неизвестно. К примеру, мало изучены помещения алтаря. В ризнице, в межэтажном перекрытии обнаружились фрагменты живописи XV столетия, требующие тщательного исследования.

— Самая первая «реставрация» осуществлялась еще в 1620-е, своды тогда пришлось полностью перекладывать. Обновлялась к каждой коронации стенопись: ее очищали от пыли и свечной копоти, а потом фактически рисовали заново. Росписи XVII века были сделаны по сухой штукатурке, из-за чего их состояние хуже, нежели у фресок XV столетия, выполненных по сырому слою. Иногда древнейшие произведения сохраняются гораздо дольше, чем те, что создавались позднее: наши далекие предки, как видно, строили и украшали свои храмы более тщательно, — резюмирует хранитель.

К 700-летию Успенского собора, которое будет отмечаться через десять лет, Музеи Московского Кремля выпустят собрание подробных каталогов икон и стенописи старейшего здания столицы. Уже вышел третий том, посвященный иконописи XV–XVI веков, следующий будет содержать изображения произведений XVII — начала XX столетия. Как утверждает Алексей Барков, столь полного и качественного издания еще не было в нашей истории.


Фото на анонсе: Сергей Пятаков/РИА Новости

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть