Обитель Янниса Русского
08.08.2015
Есть в Греции необычный святой, всеми любимый и почитаемый иностранец. Иван Русский, или, как его именуют греки, Яннис Россос. «Яннис» звучит тепло, по-семейному. Так называют сыновей, братьев, мужей... К тому же имя отражает чувства, которые испытывает к святому народ: любовь, идущую от сердца, благодарность за то, что тот был рядом в годы страшных испытаний, защитил, не оставил. Он ведь и в своей земной жизни являлся воином-защитником, простым солдатом. Вот и тянутся к нему за помощью. Вся Греция знает о том, что Иван Русский совершает чудеса.
В этой замечательной стране мне довелось жить в конце 1990-х. Хозяева дома, где я снимала квартиру, Мария и Костас, вскоре после моего приезда в Афины, помнится, спросили: «А знаешь ли ты, что у нас на Эвбее есть русский святой?» И уточнили: «Вернее, святой-то он греческий, но родом — из России. Яннис Россос». Затем вручили в подарок небольшую книжку с его житием. «Надо бы тебе съездить к нему, попросить благословения», — посоветовала Мария, которая сама была родом с Эвбеи. Благодаря его помощи, рассказывала она, выжил ее муж, тот самый Костас, попавший по молодости лет в страшную автоаварию. У раки святого молилась женщина за выздоровление супруга, чье положение врачи считали безнадежным...
На Эвбею, в храм маленького городка Нео-Прокопи, где покоятся мощи Ивана Русского, я отправилась в конце сентября. Ощущала себя настоящим паломником, пустившимся в путь с важной духовной миссией. Святой стал душевно близок, воспринимался как великий гуманист, помогающий всем, кто просит его о заступничестве.
На иконах он изображен безбородым юношей, кротким и даже каким-то беззащитным, хотя во взгляде чувствуется большая внутренняя сила. Он был солдатом в армии Петра I, попал в плен к туркам во время русско-турецкой войны 1710–1713 годов. Вместе с другими пленниками его отправили в Константинополь (никогда не называют греки этот город Стамбулом) на невольничий рынок. Там Ивана купил некий Ага из Кесарии, привез в лагерь янычар в городке Прокопи (ныне Ургюп) в Каппадокии.
Турки ненавидели его, подвергали всяческим мучениям, издевательствам, заставляя принять ислам. Хотя как будто и отличались тогда веротерпимостью, никого насильно не обращали в свою веру. Стать мусульманином означало получить различные привилегии. В турецких деревнях греки-христиане мирно жили с приверженцами ислама. Дело было, видимо, в том, что Ага покупал русского солдата с целью сделать из него янычара. В конце XVII века турки отменили «дань кровью». В янычары набирались теперь захваченные в плен или купленные на невольничьих рынках молодые здоровые парни. Непременным же условием для этого было принятие ислама. Вот тут-то и встретил Ага неожиданное препятствие — безмерную преданность пленника христианской вере. Начальник янычар не пожелал мириться с тем, что деньги потратил зря, и решил любыми способами заставить русского солдата стать мусульманином. Но не получилось, несмотря на побои, насмешки, унижения. Все испытания пленник принимал мужественно и смиренно, великодушно прощая своих мучителей — «не ведают, что творят». Любые тяжелые работы выполнял беспрекословно, но отречься от Христа отказался.
Такая вера и сила духа вызвали большое уважение. Причем не только со стороны местных христиан, но и среди турок, которые даже стали называть его «вели» — «святой». Еще при жизни он совершал разные чудеса, молитва Ивана была сильной, действенной. Он жил в хлеву, ходил в храм, помогал больным, молился и был одним из тех редких людей, которые самой своей жизнью заставляют других становиться лучше. Только прожил совсем недолго. Иван Русский умер 27 мая 1730 года. Эта кончина стала большим горем для всех, кто его знал и любил. Хоронило все Прокопи: греки, армяне и турки шли в траурной процессии. На тихом православном кладбище на окраине маленького поселения в Каппадокии нашел свое последнее пристанище русский солдат, оставшийся непобедимым. Прошло более трех лет, и местному священнику было видение: тело Ивана Русского осталось нетленным, а появившийся над его могилой огненный столб как бы подтверждал это.
А может, все произошло иначе. Согласно тогдашним традициям через несколько лет после погребения кости умерших извлекали из могилы и складывали в специальные сосуды, а потом перезахоранивали. Ведь места и земли всегда было мало. Когда открыли могилу Ивана Русского, увидели, что тело его не подверглось тлению, а источало благоухание. Это означало, что здесь погребен праведник. Верующие перенесли его мощи в местный православный храм и стали поклоняться святому, некогда жившему рядом с ними в образе простого раба. Он по-прежнему помогал в беде, заступался, исцелял, утешал.
В 1831 году в Анатолию вторглись египтяне. Грабили, убивали, уничтожали города и деревни. В Прокопи подожгли православный храм, где хранились мощи Ивана Русского. Но огонь не смог причинить им вреда. Мощи лишь слегка обгорели, по-прежнему благоухали и оставались нетленными. Чудеса продолжались: у раки святого исцелялись больные, прозревали слепые, вставали парализованные. Слава об этом распространилась далеко за пределы Каппадокии, и в Прокопи потянулись паломники. Не только православные шли к нему, как повествует житие, «но и католики, протестанты и мусульмане». Он помогал всем.
А потом произошли страшные события Катастрофы. Так греки называют один из самых трагических периодов своей истории. По окончании Первой мировой войны их правительство с одобрения держав-победительниц решило воспользоваться распадом Османской империи, безвластием, царившим там, и захватить ту ее часть, где исторически жили греки. В 1919 году их армия высадилась в Измире (Смирне).
В 1920 году был подписан Севрский мирный договор, по которому к Греции отходили не только Измир с несколькими районами в Малой Азии, но и часть территорий во Фракии. Чувствуя за собой поддержку Европы, греческие войска начали завоевание Анатолии. Но затем политическая ситуация изменилась: греки потеряли поддержку европейцев, а турки, которых возглавил генерал Кемаль-паша, будущий Ататюрк, получили новых могущественных союзников и военную помощь. Греческая армия стала отступать. Вся эта эпопея закончилась грандиозным поражением греков и привела к гибели почти миллиона мирных жителей-христиан, которые в полной мере ощутили на себе месть разъяренных, не знавших пощады турок. В Смирне были вырезаны десятки тысяч греков и армян, а город сожжен. Уцелевшие обратились в бегство, охваченные страхом и паникой, бросая свои дома и имущество, в хаосе исхода теряя родных и близких.
Во избежание еще большей крови в 1922 году было принято решение об обмене населением. Еще остававшиеся в Салониках и Северной Греции мусульмане (кроме тех, кто жил в Западной Фракии) должны были в обязательном порядке покинуть страну. Выжившие малоазиатские греки переселялись в Грецию. С большими трудностями и страданиями из каппадокийского Прокопи им удалось добраться до города Халкиды. Что взяли они с собой? Лишь самое ценное — святыни. Так мощи Ивана Русского оказались на Эвбее. В 1925 году изгнанники основали небольшой поселок, который назвали Нео-Прокопи, в память о своей каппадокийской родине, а в 1930-м заложили храм, строительство которого завершилось к 1951-му. Сотни тысяч людей приезжают каждый год в этот городок, спрятавшийся среди густых лесов северной Эвбеи.
Поразительно, что в XX веке появился необыкновенный святой, которого действительно знает и почитает вся Греция. Привезенный беженцами из Малой Азии, к которым поначалу вообще отнеслись с подозрением: мол, какие это греки, они и языка-то толком не знают. И прославился этот святой там, где едва ли не каждый камень священен, где есть много собственных великих святых. Его знают в каждой греческой деревне, как на материке, так и на островах. Например, на Кефалонии в монастыре Св. Герасима, в главном храме на фреске я видела Ивана Русского.
27 мая и в сентябре, когда празднуются его дни, в Нео-Прокопи приезжает целая армия паломников. Маленький городок совершенно преображается. Огромная очередь выстраивается у входа в храм — все хотят прикоснуться к мощам. Сколько невероятных историй помнят эти стены, сколько счастливых слез и радостных объятий, благодарственных молитв и молебнов. Окрыляющая вера дает силы жить, исцеляет не только тело, врачует душу и дарит надежду.
Добраться туда от Афин довольно легко. Путь занимает не более полутора часов на машине. Ведь остров Эвбея с материком соединяет мост. Дорога, ведущая в Нео-Прокопи, отличается необыкновенной живописностью.
Светлый храм с двумя колокольнями в центре круглой площади — обитель святого. В будний день здесь тихо, паломников немного. Медленно, торжественно вступала я под сень обители. С левой стороны от входа увидела раку с мощами Ивана Русского. Он одет в парчовые одежды, обгоревшее лицо покрыто золотой маской. Опустилась на колени, прикоснулась губами к стеклу, прося благословения. Над ракой висела (висит и поныне) старая палка-посох. Это — дар старенькой киприотки, которая почти 20 лет не могла разогнуть спину, ходила, согнувшись до земли, опираясь на эту самую палку. В августе 1978 года она отправилась в паломничество по святым местам Греции. И здесь, в Нео-Прокопи, произошло чудо. Старушка приложилась к мощам Ивана Русского, плача, умоляя помочь ей. И он помог. Мария Спанака из села Френаро разогнулась и нормально пошла, а клюку оставила как свидетельство необыкновенного исцеления. Говорят, на благодарственном молебне все плакали. Многим счастливцам было даровано избавление от различных недугов, о чем свидетельствуют обрамляющие икону Ивана Русского золотые и серебряные пластинки с изображениями разных частей тела. Сколько их было, этих чудесных исцелений, когда отчаявшиеся люди, уже не надеясь на помощь врачей, приходили сюда, или кто-то приезжал просить за близких. А еще говорят, что в годы жестокой гражданской войны 1946–1949 годов в районе Нео-Прокопи не пролилось ни капли крови. Здесь был мир.
...Из полумрака храма я выходила на залитую солнцем площадь. В воздухе витал запах каштанов и жарившихся тут же под открытым небом греческих шашлыков-сувлаки, обильно посыпанных орегано. Маленькие лавочки-магазинчики, уютно расположившиеся вокруг, предлагали разнообразные товары, изготовленные местными мастерами: плетеные корзины, глиняные горшки с ручной росписью, вышитые салфетки и, конечно, мед. Им эти места славятся.
— Здесь все целебное, — говорит нынешний владелец магазинчика, построенного еще его отцом, выходцем из каппадокийского Прокопи. — И воздух, и мед. Такого вы нигде не найдете. Все с благословения Янниса Россоса. Он нас не оставляет. Едут и едут к нам паломники и мед наш покупают. Это же лекарство в чистом виде.
Узнав, что я из России, в придачу к уже купленному меду добавил большую банку от себя, а также медовые пастилки с семечками.
— Мы — вместе, — прочувствованно сказал он. — Вы же с нашим Яннисом Россосом — земляки.
— Возьмите икону и эти медальоны, и открытки с видом храма! Берите все бесплатно! Вы же из России, — говорил и служитель храма...
Иван Русский постепенно возвращается в Россию. В его честь в 2003–2004 годах в Кунцево была построена деревянная церковь, сейчас здесь возводится каменный храм. А в Новосибирске в храме в честь Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение» ему посвящен нижний придел. И создано молодежное миссионерское общество во имя праведного Ивана Русского...
...Вечерело, когда я отправлялась — после первого пребывания в Нео-Прокопи — в обратный путь. Мелькали за окном отвесные скалы, густые леса, стремящаяся вверх горная дорога. Погрузившись в состояние созерцательности и покоя, я думала о причудливой судьбе русского солдата, ставшего греческим святым, о том, что добро не знает границ. И когда молишься за других, молитва делается сильнее.
Буду приезжать в Нео-Прокопи снова и снова. Стремясь сберечь веру в ту истинную любовь, которая, говоря словами апостола Павла, «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». И которую так щедро дарит людям великий греческий святой Иван Русский.