Совет да любовь по-муромски
22.06.2015
Татьяна ГОРЯНИНА, Владимир — Муром
Летопись древнего Мурома наполнена таким количеством национальных символов, что по этому показателю на душу населения едва ли какой-нибудь другой город России может с ним сравниться. Чего стоит образ главного былинного богатыря, тридцать лет и три года просидевшего без движения на печи, а затем одолевшего всех ворогов поганых, посягнувших на Русь. К слову, другой муромец, Владимир Зворыкин, изобрел телевидение и, сам того не желая, усадил на современные аналоги русской печки — диваны перед экранами — бесчисленные армии «богатырей» по всему миру. С недавних пор обрел общенациональное звучание еще один муромский образ-символ. Он связан с легендарной, канонизированной Русской церковью супружеской парой.
Вот уже почитай семь лет муромский Свято-Троицкий женский монастырь ежегодно 8 июля становится местом паломничества тысяч православных людей. Для них это День памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Приезжают сюда и невоцерковленные — в качестве туристов, стремясь таким образом отметить важный для них День семьи, любви и верности. Примечательно, что новая традиция появилась по инициативе жителей Мурома, общественников, обратившихся с коллективным предложением к высшему руководству страны. Одобрение и поддержка со стороны государства, а также Святейшего синода Русской православной церкви сыграли очень важную роль, однако без горячего желания муромлян начинание вряд ли переросло бы в столь значимое и масштабное событие.
Отношение к святой чете здесь совершенно особенное. В этом легко убедиться всякому, посещающему Муром накануне праздника. Как минимум каждый второй житель, встреченный возле монастыря, готов выступить гидом на территории храмового комплекса, а многие гуляющие с детьми пары признаются, что повенчались под впечатлением от жития Петра и Февронии.
Между тем сам праздник по православным канонам вовсе не предназначен для заключения матримониальных союзов. Более того, он неизменно приходится на Петровский пост, когда венчания не проводятся. Вот что говорит по этому поводу один из священников Муромской епархии отец Владимир:
— Люди светские не совсем правильно понимают суть Дня святых Петра и Февронии. Это день поминовения, а отнюдь не заключения брака. Однако по недавнему решению Священного синода восьмого июля допускается благословение на брак. Таким образом, церковь благословляет желание молодоженов или супругов со стажем (такое сейчас очень распространено, замечу — церковь официально признает регистрацию ЗАГСа) освятить свой союз. Но если им так важны имена этих муромских святых, то церковь рекомендует совершить венчание 19 сентября. А точнее, в ближайшие к этой дате среду, пятницу или воскресенье. Девятнадцатого сентября, начиная с 1992 года, мы отмечаем как день перенесения мощей Петра и Февронии в Свято-Троицкий храм.
Новейшая история возрожденного собора длится уже без малого четверть века. В следующем году здесь как раз справят 25-летие возобновления богослужений. Об этой и других датах читателям журнала «Свой» рассказывает главный научный сотрудник Муромского историко-художественного музея Татьяна Шарова:
— Свято-Троицкий женский монастырь был основан в 1643 году тщанием богатого муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным. Происходит прозвище, возможно, от рода его занятий — торговли красками. После того как купец разбогател, он по указу царя Михаила Федоровича был переведен в «московскую сотню» и переехал жить в столицу. Но родной город не забывал. В старости Тарасий-Богдан Цветнов возвратился в Муром и принял постриг в Благовещенском монастыре, где им была написана «Повесть о Виленском кресте», посвященная одной из главных святынь Троицкого монастыря.
Место, на котором его основали, в древности называлось Старым Вышним Городищем. Здесь, по преданию, муромский князь Константин поставил деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, первых русских святых. Позднее, в 1351 году, на этом же месте была выстроена деревянная шатровая Троицкая церковь.
В 1642-м вместо нее начали возводить на торговой площади каменный храм Пресвятой Троицы — первый в Муроме, построенный в стиле «русского узорочья». Архитектурная композиция фасада напоминает московскую церковь Троицы в Никитниках. После долгого лицезрения строгих, аскетически гладких стен древних соборов жители города в то время были поражены богатым, «веселым» декором нового храма.
В 1764-м в монастыре проживали 15 монахинь во главе с игуменьей. Он дважды страдал от пожаров в XVIII–XIX веках. С 1807 года началась реконструкция — возводилась каменная ограда. В 1899-м здесь открылась одноклассная женская цеpковно-пpиходская школа с уроками рукоделия.
Советский период принес немало тяжелых испытаний. Уже в 1918-м монастырские корпуса заняли под рабочие квартиры. Храмовый комплекс приспособили под склады и архив. В годы Великой Отечественной войны Троицкий собор отдали артели им. Крупской под сапожную мастерскую, а в 1960-е монастырь снова стал «коммуналкой». Только в 70-х ансамбль признали памятником архитектуры. Однако подлинное восстановление началось лишь в 90-е: культовые здания и прилегающий земельный участок были наконец-то возвращены церкви.
Сейчас о периоде возрождения храма рассказывают фотографии на стендах возле церковных стен. Причем главными героями на всех снимках выступают простые прихожане. Вот они на разборах завалов из битых кирпичей и мусора, вот — первый крестный ход, а вот — уже разбивают первый цветник...
Троицкий монастырь стал опять же первой женской обителью, возобновленной во Владимирской области. Очень важную роль в его становлении сыграла игуменья мать Тавифа (Горланова). Она приехала на Муромскую землю в 1991 году из Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии, из которого вышли многие настоятельницы Русской православной церкви.
При Троицком монастыре действует приют для девочек под названием «Надежда». Как и многие православные учреждения подобного рода, он начался с того, что в окружении монастырских стен оказалось несколько детей, которым просто некуда было пойти. В 2001-м приют получил все необходимые официальные документы. Теперь дети, живущие в нем, получают такие же права, какими пользуются по выпуске воспитанники государственных детдомов.
Истории воспитанниц удивительны своей суровостью, тяжелой правдой жизни. Одну из девочек семилетней привела в приют соседка. Вот что она сообщила монахиням:
— Из соседского дома несколько дней слышался странный плач. Будто вой. Я знала, что там обитают бабушка с внучкой — распутная дочь старушки ребенка бросила и куда-то на юг подалась. Зашла я в дом и вижу: бабушка умерла, лежит на кровати, а ребенок не понимает, все разбудить пытается...
Немало дней потребовалось штатным психологам «Надежды» на восстановление душевного равновесия ребенка. Еще больше времени и сил — на получение прав опеки. Девочка подросла, окрепла, стала одной из самых способных воспитанниц, увлеклась музыкой. В год ее 16-летия к храму пришла нищенка. Кто-то из монахинь узнал в попрошайке ту самую нерадивую мать, некогда бросившую малышку. Женщину приняли. Она раскаялась и приняла постриг в Свято-Троицком монастыре. Так через десять лет встретились мать и дочь.
Наша прогулка с отцом Владимиром по храмовому комплексу проходит в беседе. Накануне Дня святых Петра и Февронии главная тема — разумеется, супружество, его смысл в православии.
— Самый быстрый путь в царство Божие — иночество. Он, этот путь, подобен путешествию на легкой лодке, — объясняет о. Владимир. — Но легкая лодка может перевернуться: обеты монашества нерушимы, а меж тем не каждый способен следовать им до конца. Есть другое средство передвижения — тяжеловесная баржа. Идет она медленно, с трудом, зато на ней чувствуешь себя гораздо надежнее. Это путь семьи, благословленной церковью. Супружество — крепкий, устойчивый корабль, который неспешно, преодолевая тяготы, испытания и искушения, приближает супругов к Богу. Именно в этом главное назначение и цель христианского брака. Не пылкая страсть и даже не дети, хотя чадолюбие — одно из прекраснейших свойств семейной жизни. Но поддержка и взаимное наставление супругов, их духовный рост. Об этом постоянно говорим молодоженам, которые приходят в наш храм с просьбой о венчании. Мы спрашиваем: «Зачем хотите венчаться?» Ответы зачастую обнаруживают вопиющее неведение, непонимание. Заявляют: «Чтобы любить друг друга всегда». Или: «Хотим и после смерти быть супругами». Но ведь в царстве Божием не бывает мужей и жен. Там иное — родство и близость душ.
На вопрос о том, как часто после таких разговоров от венчания отказываются, о. Владимир отвечает с привычной готовностью:
— Бывает. И мы этому рады. Венчание — слишком серьезный шаг, чтобы решиться на него под влиянием каких-то суеверий или моды. Дадим, мол, обещания в церкви, и все: муж пить не будет, жена любить не перестанет... Жизненный путь человека — сплошное испытание. Его нужно проходить с честью и смирением. Венчание — прежде всего залог смирения. Супруги должны быть готовы принимать друг друга, а если кто-то из них отступает от праведного пути, то обязанность другого — терпеливо помогать вернуться на верную дорогу. Без криков и обид. А еще супружество — это осознанный выбор приоритета. Так наш Петр отказался от княжения ради супруги своей, выбрал семью, а не власть.