Мы — государственники
13.08.2014
Один из «вирусных» тезисов, используемых доморощенными демагогами в борьбе с властью (и за власть), гласит, что «государство» и «страна» суть совершенно разные понятия. То есть, борясь с первым, они, политиканы, якобы желают блага своей стране. Но при этом их протест в основном направлен против всяческого усиления государства — в экономике, внешней и внутренней политике, оборонной сфере...
События последних лет в разных регионах планеты наглядно показали, чего стоили подобные протестные выступления — вместе с государственными институтами фактически уничтожались и страны, их некогда учреждавшие.
Ливия, Ирак, Украина из, казалось бы, прочных в целом государственных образований за несколько лет (а то и месяцев) превращались в неблагополучные, «спорные» территории, характеризуемые как failed states.
Могут ли по-настоящему ответственные политики позволить себе такие эксперименты в России? На этот вопрос отвечает «Манифест просвещенного консерватизма. ПРАВО и ПРАВДА», изданный Никитой Михалковым в 2010 году. Продолжаем публикацию основных положений этого злободневного политического документа.
Мы вновь должны стать едиными и сильными, а Россия — Великой
Мы — последовательные государственники.
Подобно нации и личности, государство базируется не только на материальных (политических и экономических) измерениях, но и несет в себе духовный, нравственный смысл.
Государство — это культура в форме служения Отечеству.
Государство как государственность и нация — есть духовное единство народов и граждан, сознающих и признающих братскую солидарность, охраняющих и поддерживающих ее любовью и жертвенным служением.
Государство как государственный аппарат — есть волевая сила, которая может и должна регламентировать действия граждан и неправительственных организаций, устранять общественный и индивидуальный произвол, бороться с терроризмом и препятствовать развитию национальной розни. Государство может и должно делать это постольку, поскольку делает это во благо каждого конкретного человека и всего общества в целом.
Совершая насилие, которое воспринимается и оценивается личностью и нацией как справедливое действие по пресечению всяческой неправды, государство проявляет не только свое внешнее политическое и правое могущество, но и раскрывает свой внутренний, правдивый смысл. Поэтому мы будем всеми силами отстаивать государственные интересы и настаивать на необходимости государственного регулирования общественной деятельности тогда, когда это необходимо для общественного согласия и политической стабильности, для примирения различных интересов социальных классов, групп и личностей.
Политика — это воля к власти. Это искусство брать, удерживать и главное передавать власть. Это способность и умение политического движения и партии готовить и выдвигать лидера, способного стать не только главой государства, но и лидером нации...
Просвещенный консерватизм опровергает расхожее мнение о том, что политика — грязное дело плутов и казнокрадов. Мы считаем, что политикой могут и должны заниматься лучшие люди страны, честные, порядочные и образованные граждане, ставящие интересы общества и государства выше личной выгоды и корысти.
Нам как воздух необходима политическая гвардия, главным смыслом существования которой является любовь к своей Родине и служение своему Отечеству.
Следует изгнать из современной российской политики карьеристов и проходимцев, закрыть в нее доступ демагогам и аферистам, искоренить из нее преступников и коррупционеров.
ПРАВО и ПРАВДА — вот лейтмотив деятельности для настоящего российского политика.
Внешняя политика России должна стать логическим продолжением ее внутренней политики в глобальном масштабе. Российским государственным деятелям и дипломатам пора начать мыслить не масштабами района, города, области или страны, а материками и континентами.
Геополитика в России должна получить приоритет над политикой, геоэкономика над экономикой, а геокультура над культурой.
Довольно смотреть на себя и мир, стоя на коленях. Пришла пора вернуть достоинство, обрести уверенность, встать на ноги — и спокойно, с ровным дыханием отстаивать собственные национальные интересы.
Мы вновь должны стать едиными и сильными, а Россия — Великой. В этом был, есть и будет главный смысл российской политики...
Власть есть свободно принимаемая и добровольно поддерживаемая народом сила, основанная на нравственном авторитете и представленная в избранной личности.
Слабая власть — не власть, а самообман и обман. Власть, не вызывающая уважения, — не власть. Власть социально бессильная — источник бедствий и разрушения.
Россия — государство великое и огромное; перед ней всегда стояли, стоят и будут стоять грандиозные цели и долговременные задачи.
Изменить все быстро, получить все сразу в России хотели и хотят давно, еще со времен Петра Великого. Реформы и войны веками теснили одна другую. За ними шли бунты и революции...
Надо, наконец, понять и раз и навсегда усвоить, что Россия — континентальная Империя, а не национальное государство. У России другой масштаб, другая мера, другой темп и ритм бытия. Нам нельзя торопиться. Воля и вера, знание и сила, мудрость и терпение — вот верный рецепт для любой российской власти, а тем более для власти, занимающейся реформами...
Верховная власть всегда имела в России исключительное значение. У нас от главы верховной власти, от его личных нравственных качеств зависело многое, если не все.
Слова Константина Петровича Победоносцева, сказанные наследнику российского престола в 1876 году, и сегодня могут быть спокойно обращены к Президенту Российской Федерации:
«Вся тайна русского порядка и преуспеяния — наверху, в лице верховной власти. Там, где вы себя распустите, там распустится и вся земля. Ваш труд всех подвигнет на дело, ваше послабление и роскошь зальют всю землю послаблением и роскошью. Вот что значит тот союз с землею, в которой вы родились, и та власть, которая вам суждена от Бога».
Точка зрения
Виталий Третьяков, журналист, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ
Абсолютно уверен в правильности идеологии, именуемой просвещенным консерватизмом. Невзирая на всевозможные пропагандистские, спекулятивные, в корне неверные трактовки и толкования, подразумевающие стагнацию, реакцию и Бог знает что еще.
Споры о необходимости просвещенного консерватизма в России идут, особенно в последнее время. Сторонники противоположной политической линии — радикального либерализма — свою политику, идеологию сами же и дискредитировали. Собственным поведением, образом жизни, алчностью, беспомощностью, бесчисленными провалами. Объект их критики, напротив, соответствует доминирующим настроениям в обществе.
Нужна ли на сей счет общенациональная дискуссия? Наверное, нужна. Ее мог бы инициировать наш президент.
Идеи, так или иначе связанные с просвещенным консерватизмом, Владимир Путин многократно высказывал. Надеюсь, он сделает и последующие шаги в этом направлении, даст требуемый импульс. Как, впрочем, и Русская православная церковь, которая в своем, религиозном аспекте с указанной идеологией очень тесно смыкается.
В последние годы в России заметно усилились позиции государственников, и это вещь не только правильная, но и объективная, закономерная. Их противники, все те же радикальные либералы, пытаются представить государственничество как некую антитезу частной собственности, экономической конкуренции, свободному рынку, что также действительности отнюдь не соответствует.
Увы, не все представители высшей власти в стране строго и последовательно придерживаются государственнического курса. Однако там, где он проводится, есть позитивные результаты. А вот что хорошего дал России радикальный либерализм, никто понять не может. Никаких реальных, полезных плодов его проповедники нам до сих пор не выложили ни на прилавок, ни на стол для дискуссий. Раньше они хотя бы много разглагольствовали, и на какую-то часть общества это производило впечатление. А сейчас, по-видимому, и запасы демагогии у них уже полностью исчерпались.