Хроникер империи

10.06.2014

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Полуостров, в марте 2014-го возвратившийся, по выражению Владимира Путина, «в родную гавань», даже в годы принудительной украинизации оставался неотъемлемой частью русской истории и нашей великой культуры. Теперь нам предстоит заново осваивать не только исконно российские земли, но и уникальное духовное наследие Крыма.

Журнал «Свой» из номера в номер будет вспоминать славные имена, узами доблести или творчества связанные с Тавридой. Сегодня это Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944), фотограф, родившийся на владимирской земле и похороненный на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Утопающие в голубоватой дымке горы, руины дворцов, виноградные поля, цветущие маки... Таким более ста лет назад Крым увидел Сергей Прокудин-Горский, талантливый фотограф и изобретатель.

Его снимки, композиционно выстроенные почти безупречно, довольно традиционны: беседки, фонтаны, морские виды... Однако обыкновенными они кажутся лишь на первый взгляд. Яркие и насыщенные, эти кадры были сделаны почти за тридцать лет до появления цветной пленки. Благодаря технологическим новациям Прокудина-Горского, увлекавшегося химией и, по легенде, учившегося у Менделеева, уже в начале XX века публика могла насладиться сочными пейзажами Массандры и Гурзуфа, не отправляясь на полуостров.

Пионер цветной фотографии и неутомимый путешественник был хроникером Российской империи. Заглядывая в разные уголки страны, в 1905-м он навестил и Тавриду. Экспедиция, включившая в себя также визиты на Кавказ и Украину, осуществлялась на деньги Общины святой Евгении. Предполагалось, что масштабная фотолетопись Прокудина-Горского будет напечатана на открытках. Однако из-за экономических проблем проект оказался свернут. Пластины с видами Крыма затерялись. В библиотеке конгресса США, выкупившей в 1948 году остатки коллекции у наследников, хранятся лишь четыре стеклянных негатива с пейзажами полуострова. В том числе — фотография «Ласточкиного гнезда», одного из символов Крыма. На удивительно ярком и четком снимке виден не ажурный неоготический замок, возведенный в 1912 году по заказу барона Штейнгеля, а более ранняя постройка — простой красно-белый деревянный дом. 

«Крымская эпопея», ставшая для Прокудина-Горского лишь одним из эпизодов (его наследие включает более 2500 сохранившихся изображений), к счастью, частично оказалась спасена от забвения. Некоторые оригиналы, впоследствии потерянные, воспроизведены на дореволюционных открытках. Полуостров образца начала XX века кажется почти копией сегодняшнего. Возраст фотографий выдают лишь детали. Например, на Монастырской скале белеет храм святого Николая Мирликийского, закрытый в 1926-м и разрушенный в 1932 году. А на ялтинском побережье пришвартованы старомодные парусные корабли... В кадре совсем нет людей, что не характерно для работ Прокудина-Горского. Обычно он с удовольствием снимал бытовые сцены, благодаря чему сохранилось множество цветных свидетельств эпохи — костюмы, прически, лица... В Крыму же мастер, бывший не только увлеченным исследователем, но и тонким художником, вероятно, оказался заворожен буйством природы и красотой архитектурных ансамблей. А, возможно, портретам просто не повезло, и они канули в небытие вместе с еще тремя сотнями снимков из той экспедиции.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть