В гости к старику Мультфильмычу

23.05.2017

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Лето, начинающееся по календарю Международным днем защиты детей, — несомненно, самое любимое время года у малышей и подростков. В течение трех теплых месяцев многие активно отдохнут в лесу и на море, на дачах и в семейных путешествиях, посмотрят, конечно же, огромное количество мультфильмов и кинокартин... 

А кто-то, подхватив злосчастный вирус гаджетомании, надолго погрузится в мир виртуальных и, мягко говоря, малопродуктивных увлечений. «Чем занять любимое чадо (или чад)?» — этим сакраментальным вопросом станут задаваться родители разных социальных слоев и уровней благосостояния.

Одно из мест в столице, где детвора проведет время с интересом и немалой пользой для себя, — Московский музей анимации, о котором газета «Культура» рассказывала вкратце в 2015 году. С тех пор в нем кое-что поменялось, и это вполне естественно, ведь индустрия досуга развивается в XXI веке быстрее всех остальных. Понятно, что конкурировать в этом смысле со всевозможными центрами развлечений музею, сколь бы замечателен он ни был, крайне сложно. Зато у него есть и определенное преимущество — готовность и способность апеллировать к извечной детской любознательности, а также к стремлению сделать нечто стоящее своими руками.

Креативный директор музея, режиссер-аниматор Кирилл Поликарпов считает: традиционный осмотр витрин и стендов для «среднестатистического» ребенка скучен и даже утомителен, чтобы его максимально заинтересовать, нужно идти, как ни тривиально это звучит, в ногу со временем. В Московском музее анимации детей больше всего привлекают видеоэкскурсия и мастер-шоу. Первая, носящая незамысловатое название «Рассказы дедушки Мультфильмыча», появилась примерно год назад, причем по просьбам самих посетителей. С большого экрана в специальном помещении колоритный персонаж, похожий на забавного клоуна, излагает историю мировой и отечественной мультипликации, обращает всеобщее внимание на самые любопытные экспонаты, находящиеся в соседних залах. 

На мастер-шоу все желающие с помощью музейных сотрудников и так называемой техники перекладки могут за 40 минут сотворить собственный небольшой мультик. Юные участники действа ведут себя весьма оживленно, свободно выражают внезапно пришедшие на ум мысли, нахлынувшие эмоции, охотно отвечают на вопросы ведущего. Тематика варьируется. Например, в 2016-м, который был объявлен в России Годом Греции, дети рисовали для своих мини-мультфильмов сцены из античных мифов, а попутно сообщали, что им известно о далекой стране — где находится, чем примечательна, как называется ее столица... 

Все мастер-шоу, как, впрочем, и экскурсии в целом, организаторы стремятся до предела наполнить полезной информацией. Скажем, о зоотропе, хитроумном девайсе давно минувших эпох, помещенном в исторической части музея. Это металлический, сверху открытый, горизонтально вращающийся барабан с прорезями сбоку. Глядя сквозь отверстия, завороженно наблюдаем за движением фигурок, нарисованных на бумажной ленте внутри барабана. Иллюзия того, что миниатюрные картинки оживают, объясняется оптическим феноменом под названием «персистенция»: мозг на доли секунды задерживает на сетчатке глаза промелькнувший объект, и рисунки в нашем восприятии сливаются воедино. В первой половине XIX столетия данный эффект использовал английский ученый Уильям Джордж Горнер, который и сконструировал зоотроп. 

Рядом с этим старейшим устройством в витрине выставлено другое, несколько более «современное» — праксиноскоп. Его придумал в 1877 году французский художник и изобретатель Эмиль Рейно. Причудливый механизм объединяет в себе вращательный барабан зоотропа с зеркальной системой, подсвеченной горящей свечой. Благодаря этим хитростям две проекции совмещаются, и фигурки движутся на наших глазах уже в «объемной» среде. Праксиноскоп был когда-то очень модной забавой и даже немало поспособствовал зарождению мирового кинематографа. 

На мониторе, установленном в одном из залов, демонстрируется четырехминутный фрагмент мультфильма Рейно «Бедный Пьеро». Автор трудился над ним полгода, премьерный показ состоялся в 1890-е в парижском музее восковых фигур Гревен.

В России развитие анимационного кино связано с именем Владислава Старевича, в экспозиции ему посвящен особый раздел. Биолог по образованию, он хотел показать своеобразную документальную ленту о жизни насекомых и обратился для этого к «кукольной» технологии: покадрово заснял препарированных жуков, пропустив через лапки тончайшую проволоку. Фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», вышедший на экраны в 1912-м, произвел фурор. Зрители не могли понять, как он сделан, думали, что их взорам предстали дрессированные насекомые. Окрыленный успехом мастер снял еще несколько подобных картин. После революции Старевич жил и работал во Франции. 

Художник Александр Алексеев, также эмигрировавший в те годы, впоследствии стал одним из основоположников французской анимации, а в 1931-м изобрел игольчатый экран: сотни двигающихся на вертикальной поверхности иголок за счет игры света и тени дают необычные и в то же время сравнительно четкие изображения. Это ноу-хау опередило свою эпоху на много лет, предвосхитило появление компьютерной пиксельной графики. Такой экран тоже есть в коллекции музея.

В СССР большинство известнейших мультипликационных картин снято на государственной киностудии «Союзмультфильм», основанной в 1936-м. Обычно в ее штате числилось порядка полутысячи человек, выпускавших ежегодно по 40–45 мультфильмов. Почти все работы были по-своему уникальны, более того — выполняли просветительскую и воспитательную функции. Одни ленты посвящались истории Отечества, другие — детским сказкам, классической литературе, фантастике. Советские мультфильмы, на которых выросли поколения наших соотечественников, до сих пор популярны за рубежом, хотя и не являлись изначально коммерческими. Их отличают особая душевность, лиричность, теплота и доброта. Нынешним детям такое искусство, надо заметить, особенно необходимо. Стенды с экспонатами и описаниями доходчиво разъясняют практически весь процесс создания анимационных картин. Он идет поэтапно: от разработки сценария, характеров и внешнего вида персонажей, раскадровок, компоновок и фонов — до переноса изображений на прозрачный целлулоид и непосредственной съемки. Сегодня все это выполняется на компьютерах с помощью специальных программ, но делается в той же последовательности. 

Значительная часть экспозиции отведена предметам, которые передали музею режиссеры, операторы и художники. Это фотографии, документы, старинное оборудование, рисунки и куклы. Прямо посреди зала установлен стол-просвет (светокопировальный) из мастерской Светозара Русакова. Работая за ним, художник придумал и нарисовал Волка с Зайцем из «Ну, погоди!», а также многих других мультгероев. На спинке стула висит тельняшка Светозара Кузьмича. Когда он ее надевал, мысленно перевоплощался в своего брутального персонажа, действительно чем-то похожего на автора. 

В этом же зале находятся оригинальные рисунки художника-постановщика множества мультшедевров, ставших классикой отечественной анимации, почетного директора музея Леонида Шварцмана. На протяжении многих лет Леонид Аронович всячески опекает музей, поддерживает его своим авторитетом.

Зарубежная мультипликация представлена в основном материалами всемирно известной американской киностудии. Микки и Минни, Белоснежка, Русалочка, Бэмби и другие диснеевские герои окружают зрителей со всех сторон.  

Один из раритетов — музыкальная шкатулка-праксиноскоп с фигурками Микки-Мауса и собаки Плуто, изготовленная в 1955-м в качестве памятного подарка ветеранам фабрики Диснея. Руководство музея мечтает создать в недалеком будущем развернутую экспозицию, которая расскажет обо всех знаменитых анимационных студиях мира и станет притягательным культурным центром для людей любого возраста. 

Что же касается детей, то они чувствуют себя здесь особенно вольготно, им разрешено трогать экспонаты руками, а с некоторыми даже играть. 

Мастер-классы (те самые мастер-шоу) проводят выпускники колледжа ВГИКа. Кирилл Поликарпов уверен, что в процессе игры ребята начинают понимать, как оживают персонажи их любимых мультиков. По словам Кирилла Владимировича, анимация обладает сильнейшим воздействием на ребенка, воспитывает лучшие человеческие качества, помогает развивать коммуникабельность, чувство локтя. Не стоит ограждать детей от трудностей, важно, чтобы они сами научились их преодолевать. А в этом хорошие, добрые мультфильмы — незаменимые помощники. Во время мастер-шоу все участники становятся одной съемочной группой, совместно производят нечто оригинальное, памятное на долгие годы. 

В музее можно весело и по-настоящему творчески отметить день рождения, другие праздники. Предусмотрены и длительные программы, позволяющие за несколько дней создать интересное авторское произведение.

Московский музей анимации располагается в Измайловском кремле. С 15 июня по 15 августа в его работе запланированы выездные программы, и на этот период постоянная экспозиция будет закрыта.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть