Принцесса Третьего Рима

27.09.2016

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Под эгидой московских городских властей осуществляется не вполне обычный культурологический проект. Он объединяет в себе ненавязчивую пропаганду современного российского кино и — через эффектную выставочную деятельность — популяризацию отечественной истории. Прежде всего истории Московской Руси, зримо отраженной и в государственной символике, и в национальном искусстве, и в общественном сознании наших соотечественников.

Русская история богата такими событиями, на основе которых могут строиться (и время от времени строятся) сюжеты захватывающих сериалов. Многовековая борьба за независимость и становление государственности, самоотверженная помощь братским народам и союзным странам, героизм и исключительное мужество предков, легендарные примеры любви и верности — все это, пожалуй, следовало бы как можно шире представить на экране. 

В конце 2016 года на телеканале «Россия 1» зрители увидят десятисерийный фильм «София» — о великом князе Московском, государе всея Руси Иване III и его жене, племяннице последнего византийского императора Константина XI Софии Палеолог. Этот супружеский союз принес на нашу землю приличествующую ей имперскую символику-атрибутику (в частности, двуглавого орла), а Москве ни много ни мало — статус Третьего Рима. 

Перед выходом картины на экран департамент культуры Москвы, РОСИЗО и Объединение «Манеж» организовали в МВЦ «Рабочий и колхозница», что на ВДНХ, «Выставку одного фильма...». Она рассказывает об особенностях создания киносаги, в том числе о том, что осталось за кадром, но заслуживает всеобщего внимания. Помимо экспонатов, посетители рассматривают фрагменты, не вошедшие в окончательную версию сериала, узнают, как с помощью компьютерной графики рождаются невероятные декорации, воссоздаются утраченные архитектурные объекты и даже целые города. Можно также увидеть расширенный трейлер фильма. Проект имеет важное образовательное значение: зрителей знакомят с ключевыми и при этом малоизвестными страницами истории России, а заодно погружают в специфику современной киноиндустрии. 

Куратор выставки искусствовед Дарья Парфененко поясняет: «Сразу после съемок сериала мы начали подбирать необходимые нам экспонаты. Приходилось буквально выхватывать из рук костюмеров и художников детали реквизита. Ведь по завершении фильма никому в голову не придет сохранять их в виде коллекции — частью они расходятся по другим проектам, что-то складируется на будущее, и снова свести все воедино крайне непросто. Более того, одежда, мебель и предметы быта портятся во время долгого съемочного процесса. Для его участников главное — тот результат, который зрители увидят на экране. Тут уж не до сбережения реквизита. А потерявшую первоначальный вид бутафорию восстанавливать зачастую бессмысленно. То, что нам удалось экстренно собрать данную экспозицию, — редкая удача. Структуру выставочного пространства проектировал Петр Толпин, руководитель отдела развития и спецпроектов «Манежа». Мы работали вместе с художниками по костюмам и реквизиту Натальей Салтыковой и Натальей Голиковой. 

Все оформлено как съемочный павильон: общий свет приглушен, высвечены лишь основные персонажи — о них мы многое сообщаем через окружавшие этих людей предметы. Стены затянуты тканью ярко-зеленого цвета — для создания спецэффектов. Зал разделен на четыре части, посвященные главным героям: Софии Палеолог, Ивану III, великой княгине Марии Ярославне и дипломату Ивану Фрязину. Авторы фильма стремились как можно точнее воспроизвести обстановку, костюмы второй половины XV века. Для изготовления копий использовались образцы из Государственного исторического музея, Эрмитажа. В помощь приглашались историки — научные консультанты. Сооружения в павильонах, мебель и весь реквизит создавал уникальный специалист, художник-постановщик Евгений Качанов, костюмы — Наталья Салтыкова».

В зоне, отведенной Софии Палеолог, почетное место занимает книжный шкаф. Это своего рода отсылка к библиотеке, привезенной принцессой на Русь, состоявшей из византийских и итальянских книг, александрийских свитков. Именно они достались в наследство внуку Софии, царю Ивану Грозному, позволили ему стать одним из самых просвещенных монархов своего времени, составили его знаменитую библиотечную коллекцию. 

Детство принцессы прошло в Риме, где на ее образование и воспитание существенно повлияло итальянское искусство. Благодаря Софии Палеолог в Москву были приглашены из Италии лучшие мастера — литейщики, оружейники, строители. Особое место в русской культуре занял выдающийся архитектор и инженер Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор Московского Кремля. На выставке представлены костюмы великой княгини: многослойные наряды, скопированные с немногочисленных музейных образцов, с вышивками, сделанными вручную. Красивейшие каменные пуговицы специально заказывали в Непале. 

Авторы фильма старались соблюдать достоверность во всем. Большинство ведущих персонажей — реальные личности, и их роль в истории общеизвестна. Но картина — не документальная, в ней есть место художественному вымыслу, ведь она должна была получиться увлекательной и красивой. К примеру, в документах сохранились описания внешности и нрава Софии. Известно, что она была довольно полной женщиной, со средиземноморским типом лица и сильным характером. Всегда помнила о своем высоком происхождении, оказывала значительное влияние на супруга. Актриса Мария Андреева, сыгравшая эту роль в сериале, внешне мало похожа на свою героиню. В фильме романтизирована, несколько приукрашена история любовных взаимоотношений Софии и Ивана III. 

В разделе выставки, посвященном великому князю Московскому, также демонстрируются интереснейшие предметы: дубликаты его великолепных одежд, старинного русского оружия, пайцзы — металлической пластины, символа власти, дарованной монголо-татарским ханом. Последняя, по легенде, была в свое время растоптана Иваном в знак освобождения Руси от двухсотлетнего ига. 

Есть тут и мастерски исполненная копия древнего летописного свода, и портрет Софии, сделанный для фильма в стиле итальянской живописи той эпохи. Подлинное изображение невесты, присланное князю из Рима, оказалось утрачено. На Руси тогда не было портретной традиции, писали лишь иконы, лик даже царственной особы воспринимался как нарушение приличий. В том же разделе можно увидеть, как выглядел византийский костяной престол, привезенный Софией и известный нам как трон Ивана Грозного. 

Как ни странно, один из выдающихся русских государей Иван III до недавних пор оставался в тени своих предшественников и последователей. А ведь его достижения колоссальны. Он с самого юного возраста принимал фактическое участие в управлении страной, поскольку его родитель, Василий Темный, был ослеплен врагами. Маленький княжич стал, по сути, глазами отца. А впоследствии сделал очень много для становления централизованной государственной власти на Руси. Освободил ее от ордынского ига, дал толчок развитию русской культуры, сумел воспринять лучшие достижения Европы без утраты национальной идентичности. Однако по непонятной причине его деятельность — «не на слуху». Видимо, ее заглушила громкая слава внука, первого царя всея Руси Ивана IV. 

В какой-то, пусть пока и незначительной, мере справедливость восстанавливается: фильм «София» и созвучная ему выставка должны привлечь внимание россиян к важнейшему периоду нашей истории, к личности яркого правителя и собирателя земли Русской. 

Третья часть экспозиции повествует о матери Ивана III, великой княгине Марии Ярославне, внучке героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского. Она была незаурядной личностью, умной и властной. Ее советами пользовались супруг, великий князь Василий Темный, и их сын, наследник престола. Известно, что княгиня была очень набожной и в 1482 году приняла постриг под именем инокини Марфы. 

Последняя зона этой на редкость содержательной выставки отдана итальянцу Джану Батисте делла Вольпе, прозванному Иваном Фрязиным. Он состоял на службе у Ивана III, получил известность как купец, дипломат и «московский денежник». Принимал деятельное участие в устройстве брачного союза великого князя, ездил на переговоры к папе римскому, при дворе которого до замужества жила София. В экспозицию помещены копии вещей, отчасти характеризующих жизнь и службу итальянцев на Руси в XV веке.

На нескольких экранах в режиме нон-стоп транслируются интервью с участниками съемочной группы, рассказывающими о своей работе, о том, как они погружались в историческую эпоху, какими виделись им герои картины. Это режиссер Алексей Андрианов, художник-постановщик Евгений Качанов, оператор-постановщик Денис Аларкон-Рамирес, художник по костюмам Наталья Салтыкова, исполнители главных ролей Мария Андреева, Евгений Цыганов (Иван III), Надежда Маркина (Мария Ярославна), Мириам Сехон. 

Съемки проходили в Астраханской, Псковской, Калужской областях и, разумеется, в Москве: на территории Музея-заповедника «Коломенское», в Успенском соборе, на Соборной площади Московского Кремля. Белокаменный Кремль, убранство княжеского дворца, Рим XV века, палаццо итальянских кардиналов и тайные кабинеты Ватикана были воссозданы в съемочном павильоне, а также на ВДНХ. В работе использовалась компьютерная графика. 

На четвертом этаже выставочного центра «Рабочий и колхозница» есть медиатека, где можно посмотреть фрагменты фильма и эскизы костюмов, а также эпизоды, не вошедшие в окончательную версию картины. 

В рамках проекта проводились творческие встречи с режиссером, актерами и художниками. В Москве выставка продлится до 23 октября, а затем поедет по регионам России.


PS: Несколько слов о месте демонстрации уникальной экспозиции.

Выставка достижений народного хозяйства, которой два года назад по инициативе мэра Москвы и по результатам электронного голосования жителей вернули прежнее название, за последнее время стала одним из самых популярных уголков столицы.

Стартовавшая в 2014-м программа возрождения ВДНХ — ​крупнейший проект по благоустройству общественного пространства мегаполиса.

Самую большую в России выставку ежегодно посещают 25 миллионов человек. 850 тысяч здесь отметили в сентябре День города. До 250 тысяч москвичей проводят на территории ВДНХ выходные.

70 000 квадратных метров — ​площадь самого большого в Европе катка с искусственным льдом, который пригласит любителей развлечений на коньках в зимнее время.

На ВДНХ уже работают:

Москвариум — ​крупнейший в Европе центр океанографии и морской биологии;

Городская ферма (первая очередь) — ​семейно-образовательная площадка для знакомства городских жителей с миром животных и растений;

Sky town — ​самый большой в России веревочный парк;

Парк ремесел — ​мастерские, где совместно трудятся ремесленники, реставраторы, художники и промышленные дизайнеры, а посетители смогут освоить разные технологии и промыслы;

Исторический парк «Россия — ​моя история» — ​самый современный интерактивный музей.

К 2018 году на ВДНХ появится множество познавательных площадок, арт-объектов и аттракционов, интересных для москвичей всех возрастов:

— зона развлечений «Парк будущего»;

— экспозиция музейно-выставочного центра «Росизо»;

— многофункциональный выставочный комплекс ЭКСПО;

— музей атомной промышленности;

— парк знаний;

— ландшафтный парк и многое другое.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть