Третий, Великий, забытый

Андрей ЗАЙЦЕВ

23.03.2012

История иногда бывает несправедлива по отношению к тем, кто ее творит. 550 лет назад великим московским князем стал человек, чье имя большинству сейчас мало о чем говорит. Это Иван III Васильевич, также вошедший в историю как Иван Великий. Великий, но малоизвестный.

Перефразируя историка Василия Ключевского, можно отметить, что Иван III не был одним из заурядной цепочки московских правителей, в которой Иван менял Василия, а Василий Ивана, но все они были неотличимы друг от друга. Мало найдется людей, которые столько сделали для России.

Если Ломоносов «был нашим первым университетом», то Иван III фактически стал первым русским царем, хотя формально так и не венчался на царство. Он объединял земли вокруг Москвы, в частности, присоединив Великий Новгород. Вел войны и заключал союзы, воспринимая всю русскую землю как свою, что привело к соглашению с крымским ханом и к войнам с Литвой, Швецией, Ливонией… При нем в 1480 году завершилась эпоха татаро-монгольского ига. В эпоху правления Ивана III вышел первый единый свод русских законов под названием «Судебник». Для Московской Руси этот человек стал настоящим прародителем империи, русским Октавианом Августом. Но в итоге о нем знают куда меньше, чем о его внуке — Иване IV Грозном.

Некоторые плоды этих раздумий нам могут показаться довольно смешными: он меняет походку на более величавую, устанавливает при дворе сложный и пышный церемониал, а бояре уже не могут входить к нему «без стука» и обсуждать государственные дела. Но все эти действия свидетельствовали о пробуждении национального сознания великороссов, что привело к постепенному формированию крупнейшей в мире империи.

Можно по-разному относиться к идее империи как некой «вселенной», объединяющей в себе народы с разными традициями и религиями. Однако в конце XV века именно зарождение такого универсального сознания стремительно выводит Русь на мировую арену и делает ее единственной наследницей Византии, тем самым Третьим Римом, о котором заговорят уже при сыне Ивана III — Василии. Идея Руси как единственного православного царства имела, конечно, и свои недостатки, которые приведут спустя два столетия к старообрядческому расколу и конфликту патриарха Никона с Алексеем Михайловичем. Но при Иване III это наднациональное ощущение единства земель и ответственности за ее жителей позволило совершить огромный прорыв в культуре и развитии страны.

Иван III перестраивает Московский Кремль, именно при нем возводятся Успенский собор и Грановитая палата. Еще более важным решением государя стало создание Судебника. Появление единого свода русских законов фактически означало идейный конец русского средневековья — завершилась эпоха феодализма, когда каждый заботился лишь о том клочке земли, который виден из окна его терема. Наступила эпоха собирания Руси. После Ивана III уже нельзя было говорить о княжествах на Руси, а можно — о московском царе и русских землях, которые пока еще не вернулись к своему хозяину.

Этот грандиозный переворот в самом подходе к управлению страной фактически удалось осуществить одному человеку. Плоды появились необычайно скоро. Уже в середине XVI века на Руси возникли монументальные памятники: «Великие четьи-минеи» митрополита Макария и Лицевой летописный свод. Эти два события заканчивают переворот в отношении к истории и культуре: больше нет истории Москвы, Твери или Смоленска, но есть единая русская история, общие святые и единая нация.

Нельзя сказать, что благодарные потомки по достоинству оценили труды Ивана III — до сих пор в Москве нет памятника этому правителю. Существует лишь макет скульптурной композиции Виктора Воробьева, чью идею установить на Лубянской площади памятник собирателю русских земель пока поддержал только Сергей Миронов.