В гостях у Тропинина

20.03.2016

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Этот дом в Щетининском переулке — одна из лучших визитных карточек Москвы. Не как мегаполиса и столицы, а как старого доброго русского города с его культурно-исторической спецификой, милыми сердцу каждого черточками. И официальное название у здания соответствующее — Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. И то, что его непосредственно курируют городские власти, регулярно проводящие с музеем совместные мероприятия, отнюдь не случайно.

30 марта исполнилось 240 лет со дня рождения Василия Тропинина. Судьба его удивительна, хотя и не богата как будто особо яркими событиями. Благодаря таланту, трудолюбию и неизбывному стремлению к самосовершенствованию крепостной художник добился свободы и славы одного из лучших отечественных портретистов. Произведения мастера можно увидеть в крупнейших собраниях шедевров живописи. Есть они, разумеется, и в том музее, который носит его имя. В тихом Замоскворечье расположено это уникальное местечко — заповедный уголок, сохранивший атмосферу старой Москвы. Создание музея — прежде всего результат подвижнического труда коллекционера Феликса Вишневского.

Тропинин родился в Новгородской губернии. Получил начальное образование в народной школе. В раннем возрасте проявились творческие способности Василия, но барин, граф Ираклий Морков, отправил его в Санкт-Петербург учиться на кондитера. Настоящий талант всегда пробьет себе дорогу. Так случилось и с молодым Тропининым: хозяин все же согласился определить его вольнослушателем в Академию художеств, где тот проучился шесть лет. Начав учебу много позже своих товарищей, он добился тем не менее заметных успехов. На академической выставке его работа привлекла внимание самой императрицы Елизаветы Алексеевны. Но этот, казалось бы, счастливый случай привел к тому, что граф, опасаясь потерять своего человека, забрал его из Академии и отправил в другое имение — в деревню Кукавку на Подольщине. Тропинин вновь оказался на положении крепостного. 

Ему приходилось выполнять самую разную работу: прислуживать барину, расписывать сундуки, кареты, давать уроки рисования барским отпрыскам, писать портреты семьи Морковых и их соседей. Художник участвовал в постройке церкви в Кукавке, его кисти принадлежат все иконы в этом храме. Несмотря на трудности, он не унывал, постоянно трудился, писал портреты простых крестьян, украинских девушек в национальных одеждах, детей. В этих произведениях Василий Андреевич еще не достиг вершин своего мастерства, и в то же время они очень обаятельны, колоритны. 

После войны 1812 года жил в Москве, был занят восстановлением сгоревшего во время пожара барского дома, украшением его интерьеров. К счастью, помещик не был против того, чтобы Тропинин выполнял портреты на заказ. Постепенно он приобрел большую известность. Влиятельные знакомые, покоренные талантом художника, хлопотали о его освобождении. Долгое время Морков не соглашался и, наконец, в мае 1823 года, на Пасху, все же подарил ему вольную. Жена и единственный сын Василия Андреевича еще несколько лет оставались крепостными. Получив долгожданную свободу, он не захотел поступать на государственную службу (в Академию художеств или Архитектурное училище). Дороже всего ему была независимость, возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Тропинин поселился в спокойной, патриархальной Москве, снял квартиру с мастерской в доме «близ Каменного моста на Ленивке» и прожил там более тридцати лет. В память об этом на доме № 9 на углу Волхонки и Ленивки установлена мемориальная доска.

В 1824 году он получил звание академика портретной живописи. Успех и высокий социальный статус принесли портреты, а также жанрово-портретные полотна с изображением молодых женщин «Кружевница» и «Золотошвейка». Позднее серию дополнила картина «За прошивками». Эти работы были очень популярны, автор многократно писал их повторения.

В 1830–1840 годах он завоевал славу лучшего московского портретиста. Его заказчиками стали первые лица города, чиновники, дворяне, купцы, деятели искусств. В 1827 году, когда Пушкин, вернувшийся из ссылки, жил в Москве, мастер создал знаменитый портрет поэта в халате. Также рисовал историка Николая Карамзина, актера Василия Каратыгина, писателя и драматурга Александра Сухово-Кобылина, графиню Евдокию Ростопчину — поэтессу, переводчицу, и других известных современников. Художник жил исключительно творчеством, брал много заказов. В декабре 1835-го в Москву, проездом из Италии, прибыл Карл Брюллов. Познакомившись с Тропининым, был восхищен его способностями и согласился позировать для портрета. Разглядев не только художественный талант коллеги, но и его человеческие качества, впоследствии писал ему из Петербурга: «Я никого не умел так скоро оценить, кроме вас; ваши душевные способности и редкие достоинства — истинные блага на земле — честь и любовь, и как они редки!» 

Василий Андреевич действительно был человеком замечательных душевных свойств, с мягким, доброжелательным характером. Наверное, именно это помогло ему преодолевать многие трудности на жизненном пути, ладить с самыми разными людьми, понимать суть и лучшие черты каждого. Мастер очень ответственно относился к своему труду, никогда не изменял тонкому художественному вкусу в угоду требованиям заказчиков. На склоне лет Тропинин был избран почетным членом Московского художественного общества, участвовал в создании рисовального класса при нем. Он не стал там преподавать, но приходил на занятия, помогал ученикам советами. Те искренне уважали мэтра, его судьба служила примером для начинающих, показывала, что человек может добиться всего благодаря таланту, настойчивости и трудолюбию. Для Общества был создан автопортрет — с палитрой и кистями в руках, на фоне окна с видом на Кремль, — сохранивший для потомков образ пожилого мастера, исполненного чувства собственного достоинства. Ныне эта работа украшает собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени. 

Василий Андреевич прожил долгую творческую жизнь, непрерывно работал до последних дней и мирно скончался в мае 1857 года в своем доме в Замоскворечье. 

Этот дом, увы, не сохранился. Но поблизости, в Щетининском переулке, теперь находится уникальный музей, впервые открытый в 1971 году. Его создатель Феликс Вишневский всю жизнь собирал произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX столетий и оставил их в дар Москве. 

В четырех залах небольшого особняка XIX века поместилась коллекция, которую в свое время завещал Вишневскому его друг, потомок просвещенного купеческого рода, исследователь Арктики, профессор Николай Петухов. Вишневский был простым советским служащим, но обладал редким чутьем и пониманием в сфере искусств. Умел находить подлинные шедевры как в антикварных магазинах, так и в самых, казалось бы, неподходящих для этого местах, зачастую спасал бесценные вещи от уничтожения. 

Помимо картин Тропинина коллекция музея включает в себя произведения портретного жанра русских мастеров второй половины XVIII и первой половины XIX веков: Ивана Вишнякова, Ивана Аргунова, Алексея Антропова, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Сильвестра Щедрина, Степана Щукина, Ореста Кипренского, полотна иностранных художников, творивших в Москве. Представлены здесь также акварельные и графические портреты, миниатюры и пейзажи того времени. Антикварная мебель и образцы декоративно-прикладного искусства усиливают чувство погружения в эпоху. 


Этот рассказ дополнит директор Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Игорь Корнилов: 

— Я называю наш музей Домом Тропинина. И хотя сам мастер в нем никогда не жил, тут ныне обитают его картины. Замоскворечье — один из заповедных районов столицы. Стараемся сохранить здесь дух старой, гостеприимной, патриархальной Москвы. Особняк много лет принадлежал одной семье. В нем находился салон Петуховых, где собиралась интеллигенция, бывали Виктор Борисов-Мусатов и другие художники, играл на рояле Александр Скрябин. Главное для нас — сберечь камерность, домашнюю теплоту музея. С учетом этого и проводим все наши мероприятия. К примеру, зимняя выставка «Рождество в Тропининском доме» была разделена на несколько тематических зон. В одном зале проводился сам праздник. Во втором воссоздали обстановку XIX века: семейные портреты, уголок детской комнаты с игрушками, праздничной одеждой, предоставленной Музеем моды. В залах стояли елки, самая привлекательная из них была украшена копиями старинных игрушек. Создавалось полное ощущение того, что мы находимся в гостях у давних, хороших знакомых.

Для поддержания подобной атмосферы запустили еще два проекта. Первый называется «Москва гостеприимная». Его смысл в том, чтобы молодежи из других российских регионов показать старую Москву, ее традиции, уклад, богатство творческой жизни. В ответ представители различных национальных общин рассказывают о своих народах, обычаях, культурных особенностях. Недавно встречались с кумыками с Северного Кавказа и удмуртами. Слушали этнические песни, смотрели зажигательные кавказские танцы, дегустировали национальные блюда, водили совместные хороводы во дворе. У нас очаровательный, «атмосферный» дворик, оформленный в соответствии со вкусами москвичей конца XIX века. Летом здесь проводятся концерты, для которых мы соорудили специальный шатер в дачном стиле. Планируются вечера совместно с бурятской, армянской и другими общинами. Мы приглашаем всех на наши встречи. 

Второй проект под названием «Посольский квартал» ориентирован примерно на то же самое. В Замоскворечье находятся миссии разных стран. Поэтому возникла идея приглашать к нам сотрудников посольств, знакомить их с нашими традициями и приобщаться к их культуре. Совсем недавно у нас проходила выставка «Сны об Италии». Василий Тропинин мечтал побывать на Апеннинах, но ему не удалось. И все же в его зарисовках немало итальянских образов. Эта страна всегда была привлекательна для русских художников, писателей, музыкантов. В посольстве Италии организуем однодневную выставку итальянских художников из наших фондов. Наш девиз: «Музеи могут быть разными, но только не скучными!» 

Главное — не инновационные ухищрения, а экспонаты. Ставим задачу возродить у современных людей утраченную способность созерцать. Еще один новый проект «Мой первый музей» — для самых маленьких. Родители могут неосознанно отвратить ребенка от музеев. Приводят кроху в этакий лабиринт с огромными залами, невероятным количеством экспонатов и толпами людей, где тот чувствует себя маленькой песчинкой, устает, начинает испытывать невыносимую скуку. Музей Тропинина идеален для посещения с детьми. Предусматриваем сейчас специальные зоны для отдыха малышей, возможность выйти во двор, попить чаю или воды. Думаем, как устроить, чтобы ребенок в зале мог присесть или даже прилечь на живот и что-то собственноручно нарисовать. Важно, чтобы маленькому человечку было комфортно, чтобы музей его притягивал, заставлял сопереживать, восхищаться. Но не уставать. Профессиональный художник ведет у нас мастер-классы для детей и их родителей. 

Стремимся быть культурным центром Замоскворечья. Планируем цикл популярных лекций по истории искусств, организуем пешеходные экскурсии по храмам и особнякам района. Активно участвуем в проектах департамента культуры столицы, включая общегородские: «Ночь в музее», «Ночь искусств», Московский культурный форум. За ночь мы принимаем до 700 человек. Для такого маленького музея, как наш, где экскурсионные группы составляют максимум 15 человек, это непросто. 

У нас не выламывали дверь, как на выставке Валентина Серова в Третьяковке. Однако дверную ручку за последние зимние каникулы нам пришлось менять три раза! Изменили график работы для удобства зрителей. В некоторые дни работаем до 20.00 и до 21.00, в том числе и в субботу. А иногда, с учетом потребностей школьных экскурсий, открываемся с раннего утра. 26 дней в году у нас бесплатное посещение. Сотрудничаем с московскими и федеральными музеями, часто меняем выставки. Наши фонды насчитывают около 3000 экспонатов. Не так давно площадь музея расширилась за счет присоединения двух залов соседнего дома. Храним благодарную память о людях, создавших этот музей, о тех, кто трудился над его сохранением и обновлением.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть