Камерный портрет в интерьере

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

30.07.2015

В Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» проходит выставка «Русский камерный портрет». Эта экспозиция — первая из серии запланированных в рамках проекта «Музей В. А. Тропинина в гостях у Библиотеки».

Небольшое здание на Арбате, с высокими книжными шкафами, тесными коридорчиками, извилистыми лестницами… В 70‑х годах XIX века здесь был доходный дом. Позже помещение передали родильному приюту, а затем — магазинам и редакциям журналов. От прошлой жизни в одном из кабинетов осталось три сейфа — настолько основательных, что при ремонте их не смогли выломать из стен. Впрочем, особняк известен совсем не этим: почти полвека, с 1941-го по 1988-й, там жил русский философ Алексей Лосев. На первом этаже можно увидеть некоторые «бытовые» экспонаты. К примеру, кресло-качалку, в которой мыслитель любил отдыхать на даче. А во дворе, где в 2006 году был установлен памятник Алексею Федоровичу, — столики с книгами и удобные пуфики для посетителей. Нет ничего лучше, чем расположиться в тени деревьев и размышлять о прочитанном.

В умиротворенное пространство идеально вписалась новая выставка. И пусть из Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени приехали не оригиналы, а напечатанные копии, подобный проект — прекрасная возможность познакомиться с эпохой, предшествовавшей появлению фотографии. В экспозиции — графические портреты, мода на которые достигла пика в 1820–30‑х годах и схлынула к 1860-му. Здесь можно полюбоваться работами Владимира Гау, Петра Соколова и Александра Брюллова, старшего брата «Блестящего Карла». Брюллов представлен скромно: небольшим акварельным портретом девочки в белом платье. Чистый, светлый, почти ангельский образ. А вот картин Петра Соколова, знаменитого мастера-акварелиста, немало. Среди них выделяются изображения царственной четы — Николая  I и Александры Федоровны. Особенно хороша императрица: тонкие черты холеного лица, взбитые кудри, роскошный малиновый берет.

Кроме того, есть портреты людей из близкого круга Пушкина. Например, Екатерина Бакунина, сестра лицейского приятеля поэта и первая юношеская любовь Александра Сергеевича, которой он посвятил некоторые стихотворения 1815–1816 годов. Личностью она была творческой: училась живописи у Александра Брюллова и считалась одаренной художницей.

С другой картины смотрит смуглая барышня с убранными по моде 1830‑х годов волосами — дочь скандально известного графа Федора Толстого, прозванного Американцем за любовь к дальним странствиям. Отличавшийся необузданным темпераментом и страстью к карточной игре, Федор Иванович обожал дуэли и даже собирался стреляться с Пушкиным. К счастью, другу поэта, Сергею Соболевскому, удалось примирить враждующие стороны. Что касается изображенной на портрете Сарры Толстой, то экзотическая внешность досталась ей от матери, цыганской танцовщицы Авдотьи Тугаевой, которую граф к ужасу высшего общества повел под венец. Их прелестная дочь, по свидетельствам современников, обладала поэтическим талантом, однако из-за чахотки не дожила даже до 18 лет. Федор Иванович, ставший к концу жизни набожным, воспринял потерю как наказание за свои грехи.

В продолжение пушкинской темы — романтический портрет молодого Василия Жуковского, выполненный Соколовым в 1820‑х годах. Другая работа этого автора — изображение княгини Елизаветы Воронцовой. Пышное платье с тугим зеленым лифом, взбитый чепец, аккуратно уложенные темные волосы, нежное задумчивое лицо… Считавшаяся одной из самых привлекательных женщин своего времени, она познакомилась с Пушкиным в Одессе, куда поэт был отправлен в ссылку, и, по мнению биографов, на долгие годы стала его музой.

В целом первый опыт сотрудничества Музея В. А. Тропинина и Библиотеки можно назвать успешным. Изысканная графика и дом, полный книг, хранящий память об ушедшем времени, — вряд ли можно придумать более удачное сочетание.