В музей — по проездному

22.11.2015

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

В ряду множества юбилеев, круглых дат, отмечавшихся в 2015 году, 80-летие Московского метрополитена заняло одно из самых почетных мест. Этот уникальный культурный и народнохозяйственный феномен безусловно достоин внимания всех соотечественников. Ведь практически каждый из них, хотя бы раз побывавший в Москве, восхищался рукотворной красотой колоссального надземно-подземного ансамбля, пользовался услугами самого скорого, не зависимого от заторов на дорогах транспорта. 

Неизменно поддерживать его главные, давно ставшие хрестоматийными свойства (все те же — внешнюю привлекательность, время доставки пассажира из пункта «А» в пункт «Б», надежность) городскому руководству сегодня непросто. Но, как любят приговаривать москвичи, а кому сейчас легко... 

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, выступая недавно на одном из форумов, сказал: «Московское метро исторически считается одним из самых красивых в мире, и столичные власти намерены продолжить традицию создания уникальных станций подземки. Мы ставим перед собой задачу делать каждую станцию особенной, не похожей на остальные. Наши предки добивались этого даже в более трудные времена, когда в стране не хватало денег. И мы тоже не должны ударить в грязь лицом». 

Что ж, апелляция к славному прошлому, героическим предшественникам — дело нужное.

Историческое возведение началось в 1931 году — с постройки части «красной» ветки от «Сокольников» до «Парка культуры». Советские инженеры и архитекторы, тщательно изучив опыт стран, в которых уже действовало метро, стремились сделать наше, московское, самым удобным и красивым в мире. Иосиф Сталин лично курировал стройку. Было решено большую часть центральных станций заложить глубоко, на 30 с лишним метров под землей, и лишь некоторые соорудить относительно близко к поверхности. Привлекли опытных шахтеров, горняков из Донбасса, и передовую молодежь — комсомольцев с заводов и фабрик Москвы. Процесс шел, конечно же, ударными темпами. На всю страну прославились в те годы бригадиры проходчиков Николай Краевский, Василий Полежаев, Леонид Яремчук, трудившиеся наравне с ними девушки Дора Кривцова, Софья Киеня, Татьяна Федорова... Условия были очень тяжелыми, на ходу внедрялись новые технологии, передовое оборудование.

15 мая 1935 года открылась первая очередь — десять станций Кировской (ныне Сокольнической) и три станции Арбатской линии. Этот день стал всесоюзным праздником. Метрополитен восхищал великолепием и комфортом. Неудивительно, ведь для его создания приглашались лучшие мастера страны. Московское метро стало не только незаменимым видом столичного транспорта, но и настоящим произведением искусства, отразившим особенности времени, в которое рождалось. 

«Красные Ворота»

Станции, рожденные в 30-х, эталонно монументальны, торжественны. Особенно красивы центральные — «Красные Ворота» и «Театральная» (при открытии «Площадь Свердлова»). Они построены по проекту известного архитектора Ивана Фомина, автора концепции «пролетарской классики». Ее суть была в том, чтобы брать в архитектуре прошлого лишь концептуальную основу, упрощая при этом декоративные элементы. По такому принципу он построил дом «Динамо» на Малой Лубянке, здание Наркомата путей сообщения у Красных Ворот. 

Фомин преобразил мрачноватое, тесное подземелье в масштабные перспективные залы. В отделке «Красных Ворот» обыгран соответствующий названию мотив — пилоны облицованы красным гранитом. «Театральная» напоминает фойе театра, отделана белым мрамором, над скамейками висят уютные светильники-бра. Невооруженным глазом видна идейная связь с Театральной площадью, Большим и Малым театрами. Впечатление усиливают изящные, выполненные известным скульптором Натальей Данько фарфоровые рельефы на тему «Танцы народов СССР» (в нижнем ряду кессонов центрального свода). 

Заметный вклад в это великое дело внес архитектор Алексей Душкин. По его проектам построены красивейшие станции: «Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь Революции», «Автозаводская», «Новослободская». «Кропоткинская» (до 8 октября 1957-го — «Дворец Советов»), открытая в 1935 году, получила несколько международных наград. Стройные десятигранные колонны, плавно переходящие в свод и образующие абрис пятиконечных звезд, скрытая подсветка, светлый мрамор, лаконичность, отсутствие излишеств создают ощущение легкости. Иное впечатление производит «Площадь Революции», открытая в 1938-м, тут главная роль отведена скульптурам советского классика Матвея Манизера. В углах пилонов по обе стороны от проходов расположены монументальные образы эпохи. Особенно полюбились пассажирам «Пограничник с собакой», «Матрос с наганом», «Колхозница с петухом». Детали этих статуй затерты до блеска — «на счастье», «на удачу». Есть там и скульптура стахановца с отбойным молотком. 

Мозаичное панно А. Дейнеки «Сигнальщик» на станции «Маяковская»

Еще одна станция Душкина, «Маяковская», уникальна своим художественным убранством и новаторской для того времени архитектурой. Вместо массивных пилонов в качестве опор выступают легкие стальные колонны, благодаря чему в зале просторно, много воздуха. Своды примечательны овальными куполами с яркой мозаикой, выполненной по эскизу знаменитого художника Александра Дейнеки («Сутки советского неба»).

В конце 1930-х — начале 1940-х для украшения метро стали все больше привлекать известных живописцев и скульпторов, дабы сделать декор богаче и разнообразнее. Даже в тяжелые военные годы запустили в эксплуатацию семь новых красивых станций. Темы их оформления — ударный труд народа в тылу и героическая борьба с врагом на фронте. 

15 мая 1944 года была открыта «Электрозаводская» (архитекторы Владимир Щуко, Игорь Рожин, Владимир Гельфрейх). Оправдывая свое название, станция предстает очень светлой, благодаря большому количеству светильников, помещенных в круглых кессонах потолка. Стены облицованы белым мрамором, дополнены замечательными барельефами Георгия Мотовилова на тему трудовых будней в военные годы. 

«Партизанская» (ранее «Измайловская») удивляет своими размерами: до войны в Измайловском парке планировали возводить огромный стадион, потому и строили ее с расчетом на большой поток зрителей. Однако военная действительность внесла свои коррективы: станцию посвятили доблестному партизанскому движению и установили там скульптурную группу героев-партизан, исполненные Манизером.

Метро тогда спасало жизни москвичей, став надежным бомбоубежищем. На станции «Кировская» (с 1990 года — «Чистые пруды») размещались отделы Генерального штаба, рабочие кабинеты Верховного Главнокомандующего и начальника Генштаба. А на «Маяковской» 6 ноября 1941 года проходило заседание Московского совета депутатов трудящихся с участием Сталина. 

Станции, появившиеся вскоре после войны, посвящались Великой Победе. Это вся Кольцевая линия, а также относящиеся к Арбатскому радиусу «Смоленская», «Киевская» и «Арбатская». Они праздничные и величественные, богато украшены произведениями искусства. 

«Комсомольская»-кольцевая

«Комсомольская»-кольцевая, созданная по проекту классика русского и советского зодчества Алексея Щусева, открылась 30 января 1952 года. Архитектура напоминает традиционную храмовую. Эта станция глубокого заложения выглядит необычайно просторной, устремленной ввысь — прежде всего благодаря изяществу арок и колонн. Восемь мозаичных панно на своде выполнены в древнерусском стиле по эскизам выдающегося живописца Павла Корина и посвящены воинской славе России от времен Александра Невского до Великой Отечественной. «Киевская»-кольцевая (1954) и «Киевская»-радиальная (1953) тоже радуют глаз нарядностью. Первая украшена мозаиками, рассказывающими о событиях общей истории России и Украины. Вторая — фресками с сюжетами о трудовых достижениях украинцев. «Белорусская»-кольцевая (1952), оформленная не менее искусно, отдает дань любви и уважения белорусскому народу.

Смерть Сталина, приход к власти Никиты Хрущева, борьба с «излишествами» в советской архитектуре повлияли и на развитие метрополитена. Год от года станции становились все скромнее, в 1960-х на первый план вышли экономичность и функциональность. Обилие мрамора, бронзы и позолоты сменила скромная керамическая плитка разных цветов. Использовались преимущественно типовые проекты.

С середины 1970-х многим станциям опять стала свойственна индивидуальность. Произведения скульптуры и декоративного искусства, выполненные в сравнительно лаконичном, созвучном своей эпохе стиле, вновь вернулись в метро. Открытая в 1975 году станция «Пушкинская» архитектурой и оформлением напоминает нам о великом поэте. На «Третьяковской» (открытие двух вестибюлей — 1971, 1986) установлены бронзовые барельефы (скульптор Александр Бурганов) с портретами знаменитых русских художников, представленных в Третьяковке, здесь же — портрет основателя галереи Павла Третьякова. 

Скульптура «Ромул и Рем» на станции «Римская»

Станцию «Чеховская» (1987) украсили мозаичные панно из цветного камня Петра и Людмилы Шорчевых. Эти работы, само собой, отсылают к прозе Антона Павловича. «Римская» (1995) декорирована Леонидом Берлиным в итальянском стиле, произведениями из майолики. 

В 2003 году были открыты два зала станции «Парк Победы» (глубина заложения — 80 метров). Архитектура — современная, элегантная. В оформлении присутствуют красочные эмалевые панно, выполненные по эскизам Зураба Церетели, посвященные победам в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной.  

Московский метрополитен, этот ни с чем не сравнимый музей на земле и под землей, многократно воспевался и в литературе, и в живописи, и в кинематографе. Как, впрочем, и люди, его созидавшие. 

Знаменитый фильм «Добровольцы» с Михаилом Ульяновым, Элиной Быстрицкой, Петром Щербаковым, Леонидом Быковым и другими нашими великими актерами показал мужественных первопроходцев столичной подземки. Веселый, обаятельный метростроевец Коля из фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» стал одним из главных персонажей — символов 1960-х. 

«Тропарево»

Снимались там сцены из кинокартин «Цирк», «Москва слезам не верит», «Влюблен по собственному желанию», «Курьер», «Сверстницы», «Настя», «Летят журавли», «По главной улице с оркестром», «Ночной дозор» и многих-многих других. 

А как с развитием московского метро обстоят дела в наше время? В целом как будто неплохо. Каждый год открываются новые станции, оснащенные современным оборудованием (в том числе с учетом возможностей маломобильных людей). Быстро продвигается строительство второго кольца протяженностью 60 километров. Пересекая радиальные линии ближе к окраинам мегаполиса, оно позволит гражданам экономить время и отчасти разгрузит чрезвычайно многолюдный центр. Эстетическая составляющая — тоже на весьма приличном уровне: новаторские дизайнерские решения и художественные средства довольно точно отражают (и, надо полагать, еще отразят) особенности нашего непростого, беспокойного времени.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:

Забыли свой пароль?