Дурилка картонная

Андрей ЩИГОЛЕВ

23.02.2013

На отечественных экранах — «Метро». Веселый фильм о серьезных проблемах московского городского общественного транспорта.

В тоннеле одной из кольцевых станций московского метрополитена бдительный путевой обходчик Петрунин обнаружил «нехорошую воду». Стены тоннеля стали подтекать. Дежурный по станции списал наблюдения Петрунина на похмельный синдром, отправив того «лечиться». Через несколько часов в метро хлынули потоки воды. Поезда встали, жизнь в городе остановилась — Москва превратилась в одну чудовищную пробку.

В наполовину заполненном водой тоннеле, среди нескольких сотен человек, оказались хирург Андрей с дочерью Ксюшей, любовник его жены, витальный бизнесмен-градостроитель Влад, влюбленный официант Денис, хрупкая девушка-астматик Алиса, алкоголичка Галочка и разговорчивый курьер Михаил. Объединившись под началом Влада, группа отправляется к спасительному выходу. По пути до Андрея медленно начинает доходить, что жизнелюбивый бизнесмен и есть тот самый мужик, из-за которого по ночам ревет то ли от вожделения, то ли от тоски его жена. Когда страшные догадки подтверждаются, хирург начинает мрачно поглядывать на Влада, подумывая устранить соперника аккуратным ударом трубой по темечку. Но врачебная этика берет верх над эмоциями — в финале соперники благополучно выбираются из-под земли, где обоих поджидает общая Ирочка.

Антон Мегердичев несколько лет проработал режиссером в «Намедни» Парфенова. Но настоящая слава пришла к нему в 2007 году. Его кинодебют, продолжение «Боя с тенью», объявили лучшим российским боевиком в новейшей истории, а самому режиссеру выдали множество авансов, которые он так до сих пор и не вернул. Следующая работа, фэнтези «Темный мир в 3D», показала, что новая звезда жанра экшн прекрасно работает со спецэффектами, лихо режет, бодро клеит, но человеческие истории рассказывает как-то неловко, заплетающимся языком и на бегу.

История соперничества двух мужиков — доброго и злого, мужа и любовника, богатого и бедного — вроде как рассказана, но ощущение все равно такое, что самого важного не договорили. Это критично, если учесть, что вокруг этой истории крутится главная интрига. Развязка известна после первой же сцены: героиня Ходченковой корчится в объятиях Анатолия Белого, в то время как на ее телефон названивает муж. Сергей Пускепалис, умеряющий мужское эго до состояния «симпатяги», выглядит, мягко говоря, нелепо: несмотря на все актерские уловки, психофизику обмануть не удается.

Вся эта занудная «санта-барбара» происходит на фоне впечатляющего стихийного бедствия под землей. До голливудских образцов, конечно, далеко, но и бюджет у «Метро» раз в десять меньше. Проблема фильма не в деньгах — больно уж картонным получилось кино.

«Метро» похоже на уютный сериал, за перипетиями которого следишь, сидя на удобном диване, изредка поглядывая на экран. Чтобы уж совсем развеять тревоги, фильм нашпиговали веселыми диалогами и гэгами, один из которых включает нелепую смерть курьера Миши под медленно выплывающим из темноты поездом. Нас спешат рассмешить, чтобы мы, не дай Бог, не испугались и не подумали: а вдруг?!

Потому что собери отдельные детали вместе, и история получится остренькая: и грунт обвалился, не выдержав массированной застройки в центре Москвы. А когда катастрофу еще можно было предупредить, какой-то нерадивый диспетчер наплевательски отнесся к донесению бдительного обходчика. Такой «человеческий фактор» получается страшнее теракта.

Но при всем правдоподобии, «Метро» не хватает достоверности. И поезда вроде бы натуральные, и ситуации вполне допустимые. Но возникает впечатление, что актерам находиться в предполагаемых обстоятельствах крайне неуютно, они привычно шпарят по написанному или откровенно ударяются в стилизованную клоунаду. Оттого и сама технокатастрофа на экране выглядит как-то понарошку. Давно подмечено: нашего зрителя пугать не рекомендуется — он к такому обхождению не привык, страшной правде предпочитая уютный плен иллюзий.

"Метро", Россия, 2013

Режиссер: Антон Мегердичев. В ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Светлана Ходченкова, Катерина Шпица, Алексей Бардуков, Станислав Дужников, Елена Панова.

В прокате с 21 февраля