Русь Владимирская
19.06.2015
В Киеве, на бульваре Тараса Шевченко, стоит бесподобный Владимирский собор, подлинный шедевр русского национального зодчества. Чудовищный знак и горькая ирония судьбы в том, что оскверняет его ныне своим присутствием «анафема Филарет», проклятый Русской церковью, игнорируемый всем остальным православным миром «патриарх».
О богатой знаменательными событиями истории храма «Свой» попросил рассказать доктора исторических наук, крупнейшего специалиста в вопросах отечественной истории XIX века Юлию КУДРИНУ. Она также напомнит нашим читателям, какие соборы в честь Крестителя Руси воздвигались в позапрошлом веке в Крыму. Эта тема в связи с тысячелетием со дня смерти Владимира Святого особенно актуальна.
В 1853 году император Николай I утвердил доклад Священного синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя святого равноапостольного князя Владимира. Строительство продолжили в царствование Александра II. Архитектором определили И. Штрома. Однако строительство затянулось. В доработке проекта приняли участие епархиальный архитектор П. Спарро и В. Николаев. Вместо первоначальных тринадцати куполов решили оставить семь. Надзор за строительством осуществлял архитектор А. Беретти. К 1866 году собор был выстроен до куполов.
С восшествием на престол Александра III в стране начался мощный подъем религиозной жизни, пошло восстановление истинно русских институтов. Сооружение Владимирского собора в Киеве было возобновлено.
В 1885-м отмечались колоссальные по размаху церковно-общественные юбилеи в память исторических лиц и событий. Среди них: в 1885-м в Петербурге — тысячелетие кончины св. Мефодия, в 1888-м в Киеве — 900-летие Крещения Руси, в 1892-м в Москве — 500-летие кончины Сергия Радонежского. Строительство Владимирского храма в Киеве продолжили. Оно стало предметом высочайшего внимания, ибо Владимирский собор, по определению обер-прокурора К. Победоносцева, должен был стать «памятником царствования Александра Александровича». В 1885-м император специально выезжал в Киев, знакомился с художественными работами и их исполнителями.
Работа В. Васнецова по росписи храма, начатая в 1885 году, заинтересовала императора особо. В течение десяти лет благодаря титаническому труду художника появились шедевры, поражающие воображение: «Христос Вседержитель» — в куполе храма, «Богоматерь с младенцем» — в апсиде над алтарем, композиция «Страшный суд». Были созданы главные исторические фрески «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов мастерски изобразил чудо исцеления от слепоты воскликнувшего в молитвенном экстазе князя: «Теперь я узрел Бога Истинного». Впечатляет трехчастная композиция «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Одухотворенны и в то же время реалистичны васнецовские лики святых — Андрея Боголюбского, Довмонта Псковского, Александра Невского. Историческим материалом послужили летописи и «Словарь о святых православной церкви», где много говорилось об их подвигах благочестия.
Во время работы над росписями Владимирского собора вокруг художника образовалась группа талантливых русских живописцев, среди которых оказались М. Нестеров, М. Врубель, А. Мамонтов, братья А. и П. Сведомские, С. Костенко, В. Замирайло. Привлек Васнецов к работе и многих своих друзей: В. Поленова, В. Сурикова, В. Серова. Руководителю этого невиданного по силе коллектива удалось соединить все росписи храма, созданные в разное время разными мастерами, удивительной орнаментальной оправой в русском народном стиле, уникальной по своей экспрессии.
Васнецов полагал, что истинно живое изобразительное творчество национально: «космополитического искусства нет. Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве».
Во Владимирском соборе особенно ярко проявило себя русское народное искусство. Это не только эталон среди произведений национально-религиозного жанра, но и выдающийся образец русского модерна.
Владимирский собор стал в те годы, по сути, главным центром отечественной культуры. Александр III с нетерпением ждал окончания работ и собирался присутствовать на освящении храма. Его неожиданная кончина в октябре 1894-го помешала этому. Освящение состоялось 1 сентября (20 августа) 1896 года, приняв масштабы всероссийского торжества. Прибытие императора Николая II и императрицы Александры Федоровны придавало событию особые блеск и значимость.
Во время следующего посещения собора Николай II удостоил В. Васнецова особым вниманием. М. Нестеров на сей счет вспоминал: «Государь, по обыкновению, обходил приглашенных, беседуя с каждым две-три минуты, и, когда подошел к далеко стоявшему Васнецову, то, забыв церемониал, разговорился с Виктором Михайловичем о Соборе, об искусстве, высказал ряд живых, образных мыслей, сравнив искусство с великой рекой, в которую вливается множество ручьев народной жизни, событий, историй и прочее. Окружающие недоумевали, почему государь чуть ли не четверть часа разговаривает с человеком нечиновным, не украшенным звездами, и так просто, сердечно, неофициально... А Государю, видимо, хотелось поговорить «по-человечески» с этим умным, даровитым, ему преданным русским человеком...»
Часть эскизов к Владимирскому собору на Петербургской акварельной выставке в 1896 году была приобретена вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
В мае 1914-го при соборе было основано Свято-Владимирское братство. 1 апреля (19 марта) 1917-го там состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко. В 1929-м Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора. В нем были созданы Музей антирелигиозной пропаганды и книгохранилище. В период немецкой оккупации храм открыли, а после освобождения Киева он стал кафедральным собором митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.
В 1988 году в храме прошли торжества, посвященные тысячелетию Крещения Руси...
***
В февральском номере журнала «Свой» уже вкратце рассказывалось о некоторых обстоятельствах строительства в Крыму соборов в память Владимира Крестителя. Приведенные тогда факты непосредственно связаны с эпохой царствования Александра III. Вообще же, возведение таких храмов на крымской земле началось при императоре Николае I.
В 1837 году монарх разрешил командующему Черноморским флотом вице-адмиралу М. Лазареву, обеспокоенному малочисленностью православных церквей в Севастополе, построить там собор в честь святого князя Владимира. Подготовительные работы начались лишь спустя десять с лишним лет. Болезнь помешала Лазареву в полной мере осуществить задуманное. Он скончался в 1851 году. По указанию Николая I прах прославленного флотоводца был захоронен в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Официально фундамент был заложен 15 июля 1854-го, но начало Крымской войны (высадка в Евпатории в сентябре неприятельского десанта) остановило это строительство.
Та война, как известно, прервала жизни трех выдающихся русских адмиралов. 5 октября 1854 года погиб организатор обороны Севастополя адмирал В. Корнилов. Через несколько месяцев погибли В. Истомин и П. Нахимов. Они также были захоронены среди фундаментов будущего Владимирского храма, получившего впоследствии название «Собор адмиралов».
Согласно проекту архитектора К. Тона, пятикупольное здание строили в русско-византийском стиле. Когда оно стало служить адмиральской усыпальницей, было решено доработать проект. Доработкой занялся архитектор А. Авдеев.
Храм высотой 32,5 м возводили из инкерманского камня. Использовались также диорит (колонны) и каррарский мрамор. Фрески выполнил известный художник, академик А. Корнеев, роспись стен и свода — швейцарец Р. Изелли. Мраморные работы (облицовка колонн, иконостас и клиросы) — итальянский скульптор В. Бонанни.
В годы советской власти Владимирский собор в Севастополе был разграблен, адмиральские могилы осквернены, здание отдано под мастерские Авиационно-строительного общества, а затем превращено в склад политуправления ЧФ. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден. В 1960-х проведена реставрация, 19 сентября 1991-го состоялось его новое освящение.
***
Еще в период правления Александра I, а точнее, в 1825 году, командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. Грейг обратился к императору с прошением об установке на развалинах Херсонеса памятника. В 1850-м благодаря ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического святителя Иннокентия здесь была основана Свято-Владимирская обитель. В 1861-м в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя Владимира.
Двумя годами ранее из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Херсонес передали в мраморном ковчеге частичку мощей равноапостольного князя Владимира. После возведения Владимирского собора реликвию поместили в его Нижнем храме. В алтаре Верхнего находился список с чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, которая, согласно преданиям, была перенесена князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор передали мощи 115 святых.
Его строительство велось в течение 15 лет. Авторами проекта являлись известный петербургский архитектор Д. Гримм и инженер-архитектор М. Арнольд. Херсонесский собор, в то время один из самых больших в стране, был высотой 36 м, площадью — 1726 кв. м. Диаметр купола составлял 10,5 м. Храм вмещал до 1000 верующих.
Росписи и иконы главного престола исполнил академик живописи А. Корзухин. В интерьере храма находились живописные полотна известных художников — академика Т. Неффа, П. Рисса, И. Майкова и Е. Сорокина.
В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен. К его восстановлению приступили уже в XXI веке.