14.05.2014
верховая езда, крокет, бильбоке, серсо... На несколько дней усадьба погрузилась в атмосферу начала XX века.1908 год. Весна. В Париже гремят дягилевские сезоны. На сцене Гранд-опера — Шаляпин. Анна Павлова с ее умирающим лебедем, ставшим символом русского балета и белой эмиграции, — еще в Мариинке. Отто Кан заметит ее годом позже.
Кайзер Вильгельм II угрожает Англии, суфражистки пилотируют дирижабли, рабочие бастуют. Пока степная кобылица еще не вылетела из чернильницы Блока и не потоптала ковыль, загородные дворянские усадьбы живут неторопливой стародачной жизнью. Николай Иванович Тютчев, коллекционер, внук поэта, развлекает гостей игрой в крокет. Поле — в глубине сада, за флигелем Эрнестины. Конечно, катаются на лошадях, варят варенье из оранжерейных плодов, рукодельничают и составляют гербарии. Цветы сушат между страниц большой французской энциклопедии XVIII века — от Дидро до Ламберта.
В гостиных играют на рояле, читают стихи и прозу, поют. Воссоздание момента, историческая реконструкция эпохи с точностью до года и месяца — такова особенность мурановских встреч, проходящих здесь с 2010 года.
«Идея фестиваля проста и забавна — остановить мгновение, посмотреть, как жили люди в тот или иной момент прошлого, — говорит директор музея Игорь Комаров. — Какие книги читали, что носили, о чем говорили, какие блюда готовили. Тематика определяется выбором даты, причем год «назначается» произвольно — и это вполне сознательное нарушение традиции отмечать с помпой юбилеи замечательных событий и великих людей, а потом быстро про них забывать. Наш праздник может быть посвящен любой дате, значимой для «Мураново». Что-то интересное здесь происходило всегда».
К примеру, прошлогодний фестиваль адресовали событиям 1878-го. Тогда в «Мураново» построили и освятили храм Спаса Нерукотворного — это была домовая церковь семьи Путят — Тютчевых. Неудивительно, что лейтмотивом прошлого сезона оказалась православная культура: читали произведения духовного характера, проводили традиционные мастер-классы.
«Нынешний» 1908-й — другая важная веха. Дом, созданный по проекту поэта Евгения Баратынского в 1842 году, тогда был перестроен — заменены стяжки, установлены металлические рельсовые перемычки, в результате чего он и сохранился до нашего времени.
На нынешнем фестивале звучали стихи Николая Гумилева, Александра Блока, Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Велимира Хлебникова. Внимание посетителей привлекла выставка офортов Егора Кара-Мурзы «Мураново, Россия и мир в 1908 году. Взгляд из XXI века» и «Мода эпохи модерн». Мастер-классы по шитью платьев, в которых могли бы щеголять Вера Холодная и Зинаида Гиппиус, проводившиеся костюмерами из ГИТИСа и Школы-студии МХАТ, собрали множество заинтересованных. Также в рамках фестиваля прошел показ первого русского кинофильма «Понизовая вольница». А все желающие смогли отведать изысканные блюда, приготовленные по рецептам кулинарных книг того времени.
«Майские пикники в России — старая традиция, — продолжает Игорь Комаров. — В первых числах месяца люди выезжали за город. Располагались в рощах, на лужайках, ставили самовары. Девушки впервые надевали летние платья. Знакомились. Эту атмосферу мы и хотим если не воссоздать полностью, то хотя бы прочувствовать. Понять мироощущение людей, которые хорошо знали Пушкина и Чайковского, но пока еще не имели ни малейшего представления о Бродском и Шостаковиче. Собирались, чтобы посмотреть, как поднимается в воздух аэроплан, и понятия не имели о самолетах... Жизнь интересна своей сиюминутностью, скоротечностью, и поэтому не очень занятно водить хороводы в каком-то обобщенном стиле русской старины. Что это за старина, какой период времени имеется в виду? Пока с этим не определишься, картинка не оживет».
Материала для реконструкций в «Мураново» предостаточно. История усадьбы ведет начало с 1816 года. Тогда имение приобрела жена отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта, служившего под началом Румянцева-Задунайского и Суворова-Рымникского. Не чуждый писательства, он оставил воспоминания о временах Екатерины и Павла I. Портреты будущего императора и его супруги Марии Федоровны кисти Рослена украшают парадную гостиную. В конце 30-х имение перешло в распоряжение Евгения Баратынского. Женившись на Анастасии Энгельгардт и выйдя в отставку, он взял на себя все домашние заботы. В 1841 году старый деревянный дом был снесен и построен новый — поэт сам разработал проект, очень необычный с точки зрения архитектурного решения. Двухэтажное здание, построенное из дерева и обложенное снаружи кирпичной стеной, без традиционного портика и мезонина, украшено восьмигранным фонарем с конической крышей.
Тютчевы поселились в «Мураново» в конце 60-х. Младший сын поэта Иван Федорович женился на внучке Льва Энгельгардта Ольге Путята. Он и перевез сюда обстановку кабинета и спальни поэта, рукописи, книги. Сам Федор Иванович в этих краях не бывал — зимой жил в Петербурге, лето проводил в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Время от времени в «Мураново» гостила вдова Тютчева, Эрнестина. Выполненные с немецким педантизмом вышивки, а она отделывала гладью шторы и обивку для мебели, по сей день украшают интерьер. Привлекает внимание и ее портрет — великосветская красавица, урожденная баронесса фон Пфеффель, изображена на нем в бальном платье по моде 40-х. Белом, струящемся, воздушном. Решившись связать себя узами брака с талантливым, но не родовитым поэтом, Эрнестина лишилась титула, о чем, впрочем, не жалела. Она любила этот дом, «прелестный деревянный, на кирпичном фундаменте, оборудованный прекрасными печами, и в самом деле очень комфортабельный».
«Сирень в цвету. Скоро зацветет жасмин… Наслаждаюсь теплом и розами… Мальвы чудные, пышные и кудрявые… прекрасный бордюр из настурций… много левкоев», — описывала в дневниках усадьбу внучка поэта Екатерина Ивановна. Что ж, здесь действительно хочется остановить мгновение.