16.11.2017
Отстранят ли Россию от Олимпиады в Пхенчхане? Что бы там ни говорили алармисты, это маловероятно. Подобного рода скандал — на грани объявления мировой войны — раз и навсегда подорвет устои спортивного движения и попросту похоронит сами Игры.
Россия убедительно доказала, что времена, когда мы утирались в ответ на публичные международные унижения, давно прошли. На удары мы отвечаем быстро и симметрично. Если МОК решится пойти до конца, то потеряет доходы от телевизионных трансляций, а спонсоры окажутся под прессингом в России. Случиться может все что угодно. Особенно дико происходящее смотрится на фоне того, что рядом с Южной Кореей расположена, представьте себе, Северная, и именно Москва играет принципиальную роль в урегулировании давнего конфликта. КНДР ни во что не ставит Америку и ее союзников, но к России прислушивается. Ради чего на этой пороховой бочке затевать политическую провокацию?
Речь идет прежде всего о достоинстве, о войне с нашим флагом. Об этом говорит тот факт, что допинговые нарушения представителей других спортивных держав WADA не интересуют. Так, почти одновременно с началом новой волны террора против наших спортсменов, стало известно о том, что британская UKAD не будет наказывать велосипедиста Уиггинса и команду за нарушение антидопинговых правил. Скандал связан с передачей гонщику врачом Ричардом Фримэном медицинского пакета во время многодневки «Критериум Дофине» в 2011 году. Фримэн утверждает, что вещество было разрешенным, записей о препаратах у него нет, так как его ноутбук «был украден в 2014 году» — и британские борцы за чистоту спортивных достижений решили, что раз «честное пионерское слово», то доказательств не нужно.
Для сравнения, биатлонистку Ольгу Зайцеву обвиняют в применении допинга на том основании, что на пробирке с ее анализами WADA усмотрела царапины (были ли они на самом деле, тоже хорошо бы проверить, но кто же даст). Таков разброс подходов к нашим и западным спортсменам. Дело дошло до того, что пойманные на употреблении запрещенных препаратов иностранцы начинают выдумывать, что их положительная допинг-проба может быть результатом злокозненности. «Русские с таким же успехом могли заменить и наши пробы, и это меня пугает», — с ужасом во взоре призналась норвежская лыжница Бьорген.
Важно понимать, что обвиняются не просто отдельные бегуны, лыжники или чиновники, а вся русская культура. Перед отстранением наших легкоатлетов от Олимпиады в Рио глава IAAF заявил: «Мы только оценивали систему и культурную среду, в которой соревнуются все российские спортсмены. Эту систему мы считаем испорченной. Она заставляет сомневаться в каждом спортсмене, который является ее частью». Ни больше ни меньше. Никто не скрывает политической и идеологической подоплеки происходящего.
Стоит ли удивляться тому, что при таких вводных международные спортчиновники рассматривают национальный флаг России как «скомпрометированный» (это, разумеется, ложь) и пытаются не допустить его появления в Южной Корее.
И здесь пора задать самый острый вопрос — о наших спортивных чиновниках, о нашей дипломатии. Те, кому по должности положено работать во имя интересов России, искренне верят, что «все схвачено», а «партнеры — разумные люди». Лишь в очень слабой степени обладая национальным чувством, плохо разбираясь в геополитике, бюрократы от спорта пропустили момент, когда война с «русским допингом» стала такой же идеологической доминантой, как и битва с невиданными «хакерами». Спортивные баталии превратились в важную часть общей международной русофобской истерии.
Пора осознать, что к этой войне готовы не все. Скорее всего, на случай, если произойдет невероятное и российский флаг будет изгнан с Олимпиады, никакого «плана Б» не существует. Понятно, что о «выступлении под нейтральными знаменами» не может идти и речи. Это противоречит самой сути олимпийского движения и смыслу участия в нем нашей страны. Сейчас — не 90-е. Но тогда что — первая мировая спортивная война? Каким оружием мы ее будем вести? Какие цели поставим — капитуляцию WADA? Полную перезагрузку олимпийского движения или создание параллельного? Создается впечатление, что над этими вопросами не думали, рассчитывая, что как-нибудь «пронесет». Возможно, и впрямь повезет — на самом деле трудно представить себе, Россия сдастся на милость МОК. И можно будет выдохнуть... до следующего скандала перед новой Олимпиадой. А потом танец на граблях повторится.
Сегодня стоит думать не только о том, как попасть в Пхенчхан, но и о том, как именно мы, Россия, будем вести себя после Олимпиады в Корее. Самое время «план Б» разработать в деталях.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции