20.11.2014
культура: Когда Кубанский казачий хор впервые взошел на сцену ГКД? Как это было?
Захарченко: С отдельными номерами в сборных концертах в Кремле наши артисты принимали участие и раньше, с 1970-х годов. Но первое большое самостоятельное выступление, в двух отделениях, состоялось в 2003 году. В нем, кстати, участвовал Никита Сергеевич Михалков, который спел с хором казачий романс «Не для меня». Вы знаете, эту песню он включил и в свой новый фильм «Солнечный удар», там он тоже поет ее с мужской группой Кубанского казачьего хора. А тогда, в 2003-м, мы первыми из национальных российских коллективов народного жанра вышли с сольной программой на эту сцену, чем привлекли большое внимание московских зрителей. Кстати, я сделал для себя такое открытие: чем больше зал — тем динамичнее должна идти программа, тем паче, что в ней задействована современная звуковая и световая техника. Одним из первых тогда Кубанский казачий хор завел традицию петь на этой сцене только живым звуком, без фонограмм. У нас сложились замечательные дружеские отношения с режиссерами, операторами — со всем большим творческим составом ГКД во главе с его генеральным директором народным артистом России Петром Михайловичем Шаболтаем. Такое взаимное уважение и должно всегда быть между людьми, занимающимися общим и очень важным делом.
культура: Чем порадуете столичную публику на этот раз?
Захарченко: Программу мы назвали «Большая казачья история». Расскажем ее с помощью народных песен и танцев, ведь это своеобразный художественный документ. Краснодарскому зрителю программу уже показали, причем все пять концертов прошли с аншлагом. Дали концерт в Минске, двумя днями раньше — в Санкт-Петербурге, а сразу после Москвы проедем по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Кому много дается, с того много и спрашивается, поэтому для нас сегодня нет концерта, который не был бы главным — будь то хутор, станица Краснодарского края или выступление на столичных площадках.
культура: И все же ни один национальный хоровой коллектив страны не собирает по два аншлага в Кремле — подобно Кубанскому казачьему хору. А ведь это в общей сложности 12 000 зрителей! Как удается?
Захарченко: Я записывал много народных песен в фольклорных экспедициях и на Кубани, и в Сибири. Бабушки, которые нам пели, могли часами рассказывать об этих песнях, словно это их собственная судьба. О переселенцах — как будто сами переселялись, о туретчине, словно на чужбине воевали, о разлуке — так истово, словно это их любимый ушел к другой. Вот так и надо петь — чтобы тебе поверили, что это твоя история. Главное, что следует взять от аутентичности певцов из народа, — убежденность. А для этого я на репетиции каждое слово разбираю, и говорим мы не только об истории создания конкретной песни, но о судьбах казачества и всей России.
культура: В этом году у Вас двойной юбилей: уже сорок лет Вы руководите Кубанским казачьим хором. Можете назвать главную веху в своей творческой карьере?
Захарченко: Много было событий ярких, запоминающихся. Но главным всегда было стремление собрать все лучшее, что было задолго до меня, желание соединить прошлое с настоящим. Хор в Черноморском казачьем войске изначально создавался как духовный коллектив. Однако лишь церковными службами не ограничивались. Сразу начали петь народные песни, пропагандировать казачью культуру. Исполняли и классические произведения — отечественные, зарубежные. Коллектив стал музыкальным культурным центром. Представьте себе: скромный войсковой хор — и такой масштаб! Служить в нем для певчих было огромной честью. Основатель хора, протоиерей Кирилл Россинский и его сподвижники не просто выступали и развлекали, они с гордостью несли высокую миссию служения вере и Отечеству.
Я посчитал своим долгом вернуть эту миссию и сделал именно ее основой современного Кубанского казачьего хора. Это и считаю главным в своей карьере. Хор впитал все лучшее из своего прошлого, и сегодня это воплощение высокого искусства: духовного, народного, классического.
культура: Вас называют мощным интегратором национального духа — причем не только на творческой стезе. Общественная деятельность тоже стала для Вас потребностью. Чем больше всего гордитесь?
Захарченко: Все это — продолжение дела Кубанского казачьего хора. Скажем, мы уже провели в Краснодаре 16 международных фестивалей православного документального кино. Подобные форумы есть в России, Беларуси, Сербии, на Украине, а наш «Вечевой колокол» собирает президентов всех этих фестивалей с лучшими фильмами, профессиональное жюри оценивает работы, и все это мы показываем широкой аудитории. К нам приезжают известные кинорежиссеры, актеры, критики, которые, общаясь, обсуждают дальнейшую судьбу не только этого жанра, но и всей духовной православной культуры.
Недавно меня избрали сопредседателем Краснодарского регионального отделения Общероссийского народного фронта, лидером которого является Владимир Владимирович Путин.
Это огромная честь и великая ответственность, ибо наш лидер вместе с единомышленниками, со всем народом России строит многонациональную державу. В нашей стране проживают более ста различных этносов. Очень важно находить общий язык друг с другом, чтобы быть крепким государством.
И вот именно поэтому назрела необходимость объединиться и руководителям профессиональных народных концертных организаций: государственных хоров, оркестров народных инструментов, ансамблей песни и пляски всех республик. В декабре прошлого года мы создали Союз национальных (народных) коллективов России, нашу идею поддержали вице-премьер Ольга Юрьевна Голодец, Минюст — и вот теперь у нас уже есть все права для того, чтобы показывать национальную культуру народов России. Ведь это богатство пока во многом остается вещью в себе. Что неправильно. Надо, чтобы в СМИ, на различных телевизионных каналах появлялись представители национальных культур. Мы должны лучше знать и понимать друг друга. Разве не поразительное единение советского народа помогло одержать победу над фашизмом? А теперь вспомните, что произошло со страной, когда республики разбежались по своим «квартирам».
Когда мы говорим «наши национальные интересы», имеются в виду не только интересы того или иного народа, живущего в России, это понятие узкое. Есть понятие широкое — национальные интересы всего российского народа. Нам представляется, Союз национальных (народных) коллективов — это мощная сила, которая будет помогать сближать — не формально, а через искусство — все народы нашей страны.
культура: Кубанский казачий хор побывал в десятках стран. Расскажите о каком-нибудь любопытном случае на гастролях.
Захарченко: Однажды мы приехали в Ганновер. На концерте присутствовали Владимир Путин и Герхард Шрёдер, он тогда был канцлером Германии. А перед выступлением шла репетиция. Ко мне подошли, сказали: вас Владимир Владимирович приглашает. Встретились, он спросил, не могли бы мы, завершая выступление, спеть «Прощание славянки». «Здесь очень любят этот марш, — объяснил президент, — и если бы вы его исполнили, было бы очень здорово». Я сказал, что, конечно, можем, но есть одна сложность. Там ведь есть такие слова: «Высоко ты главу поднимала, словно солнце, твой лик воссиял. Но ты жертвою подлости стала — тех, кто предал тебя и продал!» Когда мы на инаугурации губернатора Александра Ткачева исполнили этот марш, бывший полпред в ЮФО, генерал, большой начальник сделал нам выговор: «Что вы поете? Предал, продал...» Владимир Владимирович говорит: «Да что вы, пойте, все в порядке».
И мы исполнили. Весь зал слушал стоя. Выбор этой песни президентом был не случаен. Она ведь прошла через всю Европу. Марш Василия Агапкина стал нашим негласным гимном, даже символом страны. Кстати, современные авторы присылают мне новые куплеты, есть среди них достойные. К таким песням в хоре отношение особое, трепетное, ведь они — часть России и неотделимая часть нас самих. Не случайно в последние годы концерты Кубанского казачьего хора заканчиваются именно песней «Встань за веру, Русская земля!», которая объединяет не только сидящих в зрительном зале, но и весь многонациональный народ России. Мне нравится идея сделать это произведение гимном Общероссийского народного фронта.