Старая сказка на новый лад

Евгения КРИВИЦКАЯ

15.01.2014

фильму «Обыкновенное чудо».

В этот вечер многое случилось впервые. В Московской филармонии никогда раньше не замахивались на мюзикл — разве только на отдельные хитовые зонги из Уэббера. А тут мало того, что целиком сыграли, так еще главным героем вечера стал первый симфонический оркестр страны — респектабельный ГАСО России с серьезным Владимиром Юровским за пультом. Состоялся концерт на второй день рождественской недели, когда по старинной традиции может происходить «все, что угодно», и сюжет философской сказки Евгения Шварца про любовь, помогающую человеку не превратиться в животное, оказался как нельзя кстати. 

Многие слушатели пришли с желанием поностальгировать о любимых актерах, которых уж нет: Александр Абдулов, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Олег Янковский... Правда, тексты песен Юлия Кима подтвердили, что «начало вернуть невозможно, немыслимо». 

Такую задачу, похоже, музыканты и не ставили. Напротив, заказали Геннадию Гладкову новые аранжировки, прозвучавшие в исполнении ГАСО действительно волшебно. Кроме уже ставших классикой песен, в мюзикле «Обыкновенное чудо» есть и новые номера: у Короля, Охотника, Министра-администратора. Наверняка и к ним придет популярность: обаяние музыки ничуть не уступает ранее написанным страницам.  

Формат концертного исполнения особо оживлять не стали: историю  комментировал Рассказчик, он же режиссер этого проекта Андрей Семенов. Артисты, лично приглашенные Гладковым, в основном сидели рядком перед оркестром. Для Короля — известного характерного тенора Вячеслава Войнаровского — отсутствие конкретных мизансцен, пожалуй, стало сковывающим фактором. Не раз подводил его и плохой микрофон: КЗЧ как многофункциональный зал пока работает с перебоями. 

Некоторым героям все же разрешили поиграть, и как раз именно эти моменты стали самыми яркими и запоминающимися. Например, дуэт трактирщика Эмиля (его спел Леонид Серебренников, в фильме озвучивший Юрия Соломина) и статс-дамы Эмилии (Елена Чарквиани), этих  вечно влюбленных, вдруг обретающих друг друга спустя годы. Хороша оказалась центральная пара: трепетные Принцесса — певица Лилиана Петрусенко  и Медведь — Игорь Войнаровский, актер театра «Мастерская Петра Фоменко». 

Не стремясь подражать прежней, романтической трактовке образа, Войнаровский-младший был, скорее, как «парень с нашего двора», тогда как Петрусенко в белом декольтированном платье выглядела настоящей королевской дочкой. Ансамбль участников дополнили джазовая певица Анна Бутурлина, исполнившая роль жены Волшебника, тенор Валерий Микицкий (Первый министр), баритон Павел Черных (Охотник), актеры Александр Маракулин (Министр-администратор) и Игорь Балалаев (Волшебник).  

Композитор, о котором беспокоились все участники премьеры, так «нелепо, не в лад, невпопад» оказавшийся перед Новым годом в больнице, смог увидеть исполнение мюзикла в прямой видеотрансляции на сайте филармонии. Еще одно обыкновенное чудо наших дней.