Максим Дунаевский: «Сложнее всего писать музыку к эротическим сценам»

Евгения КОРОБКОВА

23.03.2017

23 марта выходит в прокат фильм Владимира Бортко «О любви». Перед нами — классический треугольник. Ипотечные долги заставляют студентку Нину (Анна Чиповская) изменить мужу-профессору (Алексей Чадов) с хозяином банка (Дмитрий Певцов). Но больше, чем снятые крупным планом откровенные сцены и замечательные виды Петербурга, в фильме завораживает музыкальный ряд. Композитор Максим Дунаевский поделился с «Культурой» размышлениями о мелодиях и кадрах.

культура: Есть мнение, что в отечественное кино возвращается хорошая музыка... 
Дунаевский: Согласен. Сейчас и техника композиторская выросла, и со стороны зрителя запрос на высокое качество и хороший вкус появляется. По крайней мере в исторических лентах, в блокбастерах снова востребованы монументальные сочинения, с оркестром. К сожалению, тонкой, изобретательной музыки, как у Петрова, Таривердиева, пока нет. Мы с Бортко в фильме «О любви» сделали попытку ее вернуть.

культура: В фильме много красивой эротики, гармония звуков и тел.
Дунаевский: Не впервые пишу музыку к эротическим сценам: в американских фильмах приходилось решать такие задачи, и всегда было непросто. Продюсеры боялись перебрать, говорили: давайте пригасим музыку, она должна быть, как ветерок, не оттягивать внимание на себя.

культура: А чего же именно боялись?
Дунаевский: Очень легко выйти за грань вкуса. Простой пример. Обычно, чтобы композитор мог лучше понимать, что хочет режиссер, нужные фрагменты картины озвучивают известными музыкальными примерами, так называемой подложкой. В моем случае это была знаменитая прелюдия Шопена, вместо которой требовалось написать свою мелодию. Я прыгнул выше головы — еще бы, с самим Шопеном соревновался. Всем понравилось. Но смотрим — и нам некомфортно. Почему? Происходит простая вещь. Музыка Шопена, написанная в позапрошлом веке, не мешала «картинке», а современная — не гармонировала, даже придавала сцене некоторую пошловатость. В результате я сам предложил Бортко мой вариант убрать и оставить Шопена. Не в первоначальном виде — слишком известная мелодия, но в аранжированном. Так и получилось, что в нескольких эпизодах звучит не Дунаевский, а Шопен. 

У Бортко, надо сказать, камень с души упал. Он ведь не мог мне признаться, что недоволен.

культура: Да? Актеры уверяют, что Бортко заставляет порой переделывать по десять раз, чтобы все совпало с картинкой, сложившейся у него в голове. У Вас отношения с режиссером складывались иначе?
Дунаевский: Он не дает советов композитору. Обычно этим грешат неопытные постановщики: мол, здесь барабаны, тут драйв-гитара — молодежи это нравится... Композитору не надо подсказывать аранжировку. Я сам знаю, чем вызвать смех, слезы, улыбку. Владимир Владимирович может предоставить пищу для размышлений, пояснить, какое чувство ему нужно... Музыка способна передать все, для того она и существует в кино.

культура: На экранах успешно идет новый мюзикл «Ла-Ла Ленд»...
Дунаевский: Американцы все время показывают фигу. Только мы осилим какие-то новые для себя технологии, как они — раз — и мастерят принципиально другое. Федя Бондарчук из кожи вон лез, чтобы снять суперблокбастер. Они же нам своим «Ла-Ла Лендом» говорят: да не нужно все это. В кино пришли простые человеческие чувства, обычные страсти. Опять в тренде игра актеров, музыкальные темы, вернулось прошлое. И зрителям, и критикам это нравится. Вот и мы с Бортко не «Аватар» придумывали, а пошли по тому же пути, что и Шазелл, режиссер «Ла-Ла Ленда». Создавали кино простое, но на принципиально ином уровне. Мелодрама о семейных ценностях, об отношениях. 

культура: Бортко утверждал, что снимал современную «Анну Каренину». А одна из зрительниц сказала, что в фильме клевещут на семейные ценности.
Дунаевский: Не права зрительница. Во-первых, ни кино, ни литература никогда не были учебником. В советское время пытались придать искусству воспитательные функции, однако ничего не вышло. В ленте «О любви» невероятно важны чувства, и даже «Анна Каренина» здесь ни при чем. Да, обе женщины бросают своих прекрасных мужей, но Каренина делала это в условиях, когда подобное поведение осуждалось обществом. Героиня же Чиповской бросила супруга ради банкира. Большинство сегодня скажет: молодец девка, срубила себе отличного парня. А вывод из фильма страшный: все трое несчастны. Никакого хеппи-энда.

культура: Несколько лет назад Вы говорили, что дело Вашей жизни — опера по Гоголю. Что с ней? 
Дунаевский: Она тоже несчастна. Очень неудачно, на мой взгляд, ее поставили. Нет там ни Гоголя, ни Дунаевского, ни остроумных стихов Вадима Жука. Теперь это совершенно непонятный спектакль по мотивам неизвестно чего... 

культура: Нашли, чем сердце успокоить?
Дунаевский: Основное время уходит на руководство Московской областной филармонией. Это огромная работа, которой занимаюсь с радостью. И с таким же чувством продолжаю писать мюзиклы. Вот постоянно спрашивают — вернулся ли данный жанр в Россию? По мне — так он никогда и не уходил. Музыкальные вещи у нас всегда шли, с той только разницей, что это были не дорогие постановки, а репертуарные спектакли. 

культура: А почему Вы не работаете с ледовыми танцорами? Они постоянно жалуются на отсутствие хорошей музыки.
Дунаевский: Была попытка, Тарасова предлагала что-то сделать. Но это очень непросто, сложнее, чем балет. Тут точно попадаешь под технические условия: в этом месте должна быть дорожка, в том — тулуп. Мне такую прикладную музыку сочинять тяжело. Пусть лучше берут мои старые мелодии, из них что-то составляют. 

культура: Обычно в интервью с писателями спрашивают, что они читают. Как не спросить композитора, что он слушает?
Дунаевский: Я всеяден. Правда, на эстрадные концерты никогда не хожу. Но и для меня бывают открытия. Раньше не интересовался Джастином Бибером. А недавно посмотрел фильм о нем и зауважал. Отсюда вывод: нужно судить о музыканте не по двум-трем песням, а по тому, как человек выстраивает жизнь и творчество. 

культура: Бибер достаточно молод. Некоторые говорят, что самые яркие произведения создаются до тридцати лет. 
Дунаевский: Не соглашусь. В той же Америке наиболее крупные и значительные работы в искусстве совершаются 60- и 70-летними. И фильмы снимают, можно сказать, старики. Время дилетантов уходит, к счастью. Продюсеры стали больше доверять опыту. Так что если вы меня имели в виду, то лучшие сочинения, надеюсь, впереди.