Шершавым языком скульптуры

Александр ПАНОВ

17.08.2013

В парке искусств МУЗЕОН, переживающем радикальную модернизацию, появился экспонат-композиция «Требуем мира!» гениального советского скульптора Веры Мухиной.

Работа появилась рядом с входом в здание Третьяковской галереи на Крымском Валу, что должно указывать на ее музейную ценность. Хотя ценность, скорее, историческая.
Во-первых, это поздняя Мухина: идея памятника возникла в 1950-м году после начала войны в Корее. Во-вторых, Вера Игнатьевна здесь — донельзя риторическая и официозная. Она сама называла свое произведение «плакатом в скульптуре». Как пропагандистский символ «Требуем мира!» возили на дипломатические конференции, копия композиции до сих пор находится в Пхеньяне.

В Москве памятник стоял во дворике школы на проспекте Мира. В начале 90-х он, к тому времени раскуроченный вандалами, был отправлен вместе с Дзержинским и Свердловым в ссылку на Крымский Вал. Но не в Парк скульптур, а в запасники МУЗЕОНА. На реставрацию денег не нашли. А главное — не было желания.
Но о мухинском творении вдруг вспомнил московский Департамент культуры, начались работы по восстановлению композиции в прежнем виде (гипсовый слепок сохранился в Государственном Русском музее). И вот она, нарядная, явлена во всей красе.

Эффект совершенно сюрреалистический. По поверженным фашистским знаменам идут, взявшись за руки, африканец, китаец и «европеец», как толерантно написано в буклете. На самом деле — советский пролетарий. Рядом с ними — однорукий инвалид войны и рыдающая кореянка с мертвым младенцем на руках. Впереди — женщина с ребенком, отпускающая в небо голубя, то есть символ требуемого мира. На плакате это смотрелось бы вполне резонно, но от превращения антивоенного памфлета в бронзовый монумент у зрителя невольно возникает оторопь. Хотя неподражаемая мухинская пластика сохранилась.