18.04.2014
В основном это малоизвестные произведения. Например, несколько макетов композиции «Спасение челюскинцев», в том числе — суровый авиатор, сжимающий в руках лопасти пропеллера и напоминающий распятого Христа. Или «Пламя революции» (1922–1923) — проект памятника Свердлову: динамичная, рвущаяся вперед фигура похожа на Прометея с факелом в руке.
Судя по воспоминаниям, Мухина была идеалистом и романтиком. Тем же качеством она наделяла своих героев, которых лепила не в статике, но стараясь передать внутреннее движение, порыв. Работы скульптора потрясают лаконизмом и символической обобщенностью. Разглядывая любую из них — например, «Строитель. Портрет архитектора С.А. Замкова» (1935) или «Портрет сына» (1934), — понимаешь, как тесно в небольшом зале Третьяковки этим сильным и решительным героям.