06.11.2019
Александре Николаевне известна не только тайна отмены возрастных границ, но и секреты удивительного сочетания строгой формы и мелодической свободы, торжественности и задушевности. Песня — рассказ о реальном событии и личное сокровенное переживание. Творческий и семейный союз Александры Пахмутовой и замечательного поэта Николая Добронравова — вместе 63 года — вызывает восхищение и удивление. Они живут настоящим, оглядываются на прошлое, всматриваются в будущее и дают мудрые советы: «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять!». И с убежденностью необыкновенной утверждают: «Завтра будет лучше, чем вчера». Нужно верить! «Культура» поговорила со своей великой ровесницей накануне круглой даты.
культура: Ваш юбилей и день рождения «Культуры» совпадают — воспринимаем это как счастье и ответственность, а не просто как красивую рифму дат...
Пахмутова: Я благодарна за возможность поздравить коллектив «Культуры» с замечательным юбилеем. Для меня это огромная радость и большая честь. Искренне желаю всем, кто выпускает газету, счастья, успехов, здоровья, радости, вдохновения, плодотворной работы и уверенности, абсолютной и непоколебимой уверенности в том, что Вы занимаетесь делом, очень нужным для всех. Культура — понятие широкое, ключевое, безграничное. Ваш труд необходим каждому человеку, где бы он ни работал и чем бы ни занимался в своей жизни.
Вы ведете читателей по лабиринтам искусства, рассказываете о ценности произведений великих мастеров, которые когда-то давно написали книги, возвели дворцы, сочинили музыку, исполнили песни. Они возвышали человека, будили его душу, обогащали разум, укрепляли духовную веру. Вы помогаете разобраться и в тех культурных процессах, что происходят сегодня, — злободневных и острых.
Вокруг немало горьких примеров, когда забывается об огромной роли культуры в формировании личности: тогда происходят не только неудачи и срывы, а горе и трагедии. Люди губят себя и своих близких, бросают детей и стариков, не задумываются о чувстве долга и родной стране. Культура прошла мимо них, они не искали ответов на нравственные вопросы, да и вопросы эти перед ними не вставали.
Вы стараетесь не допустить разрушения истории Отечества и показываете: важно не то, куда направляется толпа с громким криком, но то, зачем она это делает. Газетные публикации стремятся поднять читателей над обыденным и разбудить в каждом его предназначение, сделать человека чище и добрее. Без культуры успеха не добиться. Замечательно, что газета взяла на себя эту благородную миссию. Думаю, не всегда и не всеми ваша деятельность оценивается — она трудна. Пусть критика вас не останавливает. В праздничные дни от всего сердца желаю выдержки и стойкости. Сил и новых свершений!
культура: Недавно президент вручил Вам орден Святого апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусств и многолетнюю творческую деятельность. Ваш труд отмечен многими званиями и наградами, а новые по-прежнему вызывают волнение и радость?
Пахмутова: Конечно. Тем более, это награда особая. Андрей Первозванный был великим, чистым человеком, преданным учеником Иисуса Христа. Его ведь тоже распяли — в Греции, в Патрах. Он упорно нес людям любовь, счастье и спасительную веру, претерпел много мук и страданий. Получить орден Андрея Первозванного — огромная честь и невероятная гордость. Теперь нужно награду отрабатывать, что я и стараюсь делать.
культура: Но для сочинения необходимы особый настрой, вдохновение, душевный подъем...
Пахмутова: Знаете, это пустые высокие слова. Следует просто все время трудиться, иначе не достичь результата. Моя жизнь — работа, и отделить одно от другого не могу. Не только я. Известно, сколько сил и времени великие отдавали своему делу. Конечно, не сравниваю себя с ними, но знаю: иначе ничего не добьешься. Они — пример отношения к творчеству.
Прекрасно, когда сидит и играет огромный оркестр. Но каждому музыканту я должна написать его партию, то, что он будет исполнять. Партитуру всегда делаю сама, от начала до конца. Мне это интересно: любовь к кропотливым занятиям привили мои учителя — выдающиеся музыканты.
культура: Вы в первую очередь имеете в виду Шебалина?
Пахмутова: Да, Виссариона Яковлевича. В классе этого великого педагога мне посчастливилось заниматься. Тогда были живы Абрам Ямпольский, Семен Козолупов, целые династии замечательных музыкантов. Каждый день я видела их в Консерватории. Они не только преподавали, но и сами концертировали. Александр Борисович Гольденвейзер рассказывал нам о встречах с Львом Толстым. Сейчас звучит как факт невероятный, но так было. Учеба в Центральной музыкальной школе, Московской консерватории, аспирантуре — прекрасные годы моей жизни, хотя часть из них пришлась на тяжелейшее военное время.
культура: Кого Вы считаете своими учениками?
Пахмутова: Я не занималась педагогической деятельностью.
культура: Чтобы быть учителем, не обязательно давать уроки по плану и расписанию. Вы опекали детские коллективы, поддерживали молодые таланты, репетировали с оркестрами и солистами. Муслим Магомаев рассказывал, как помогли исполнению «Мелодии» Ваши советы.
Пахмутова: Все это преувеличения. Муслиму впрямую я ничего не подсказывала. У нас сложились добрые отношения, дружили семьями, замечательно общались, говорили на самые разные темы. Муслим был милым сердечным человеком и талантливым, независимым, самостоятельным музыкантом — единственным в своем роде, он бы не выдержал ни одного наставника. Пел сердцем и душой, и наши сокровенные мысли в «Мелодии» совпали. Многие баритоны очень хорошо исполняют эту композицию, Муслим же остается лучшим, и «Мелодия» всегда связывается с именем этого великого певца.
культура: Ваш юбилей подарит новые сочинения?
Пахмутова: Да, будут и песни, и инструментальная музыка, и два балетных номера.
культура: Вы обратились к балету?
Пахмутова: Не первый раз. В середине 70-х в Большом театре шла «Озаренность» на мою музыку, спектакль о молодежи. Балет я очень люблю и с радостью ходила на репетиции. Артисты давали заряд бодрости — такие молодые, смешливые, задорные, главные партии замечательно танцевали Саша Годунов и Нина Сорокина.
культура: Есть ли то, о чем жалеете Вы, «великая женщина», «уникальный композитор», «непререкаемый авторитет», «живая легенда», — именно так Вас называют коллеги и слушатели.
Пахмутова: Опять высокие слова. Знаете, все гораздо проще и обыкновеннее. На эпитеты я не обращаю никакого внимания. Никогда не думала о собственном значении, душа не откликалась на комплименты. Живу, соображаю, работаю и ни о чем не жалею. Быть может, только о потерянном времени.
В советские годы существовало такое понятие, как общественная работа. Я была доброй, веселой, общительной, не считала себя какой-то особенной и безотказно выполняла поручения. Процесс вышел из берегов — стала получать большое количество писем с невероятными и самыми разнообразными просьбами, часто мелкими, ненужными, незначительными. Слишком много людей использовали мое усердие для решения своих маловажных частных проблем. Пыталась помогать, но не все желания могла исполнить, с некоторыми прошениями нелегко бывало даже разобраться. Разрешать вопросы, к которым не имею никакого отношения, сложно, это выматывало, отнимало время. С тех пор стараюсь не тратить его попусту, отказываюсь от праздных разговоров, редко соглашаюсь на интервью.
культура: Ваши песни с годами не утрачивают своей ценности, они стали всенародными, их знает и поет вся страна. Почему сейчас композиторы не создают таких сочинений?
Пахмутова: Давайте не говорить об этом — копать придется слишком глубоко. Вы же видите, что сегодня изменилась роль песни, все брошено на самотек и на продюсеров, а они стараются для музыкантов и певцов, с которыми работают. Вы говорите — вся страна. Страна-то наша большая. Раньше написанная композиция через одну-две недели звучала на всех радиостанциях. Иногда спрашивают, сколько платили за песню, когда ее приносили на радио, и гонорар кажется слишком малым, порой даже вызывает снисходительную улыбку. А на самом деле это было очень много. Объясню, почему. Если комиссия принимала произведение, ты в тот же миг оказывался свободен от дальнейших организационных хлопот — заботы брало на себя государство. В мое распоряжение предоставлялись оркестр и солисты. Они учили текст и музыку, делали запись, и уже через несколько дней она попадала на все радиоточки, начинала звучать по всей стране. Появилась «Катюша» Матвея Блантера, и через неделю она «выходила на берег высокий» в городах и населенных пунктах, больших и малых. Такое отношение было к песне — внимательное и трепетное. А как сейчас произведение пробивается к слушателям, об этом вы знаете лучше меня.
культура: Может, все-таки ярких талантов стало меньше?
Пахмутова: У нас такая страна — с высокой концентрацией дарований, где талантливые люди были, есть и обязательно будут. Так Богу угодно. В годы Великой Отечественной уходивших на фронт красноармейцев провожал Ансамбль Александрова, огромный хор исполнял «Священную войну». Артисты выезжали в самые горячие точки и выступали перед бойцами. Казалось бы, зачем? Об этом спросят в любом другом государстве, только не в нашем. Такая у нас страна, подарившая всему миру великие композиции.
Уверена, в России среди молодежи есть очень одаренные люди, которые могут сочинить замечательную музыку, и прекрасные песни в том числе. А вот что будет с этими родившимися произведениями, сказать не могу. У меня нет реальной возможности помочь им, вывести на простор, привлечь внимание. Песня — жанр особенный, она связана с жизнью и влияет на жизнь, объединяет людей в едином порыве. Как сейчас можно этого добиться — не знаю. Нам действительно песня строить и жить помогала. Помимо сочинений профессиональных, существовала мощная бардовская песня — с великолепными поэтами, они же часто выступали в роли композиторов. Есть этот жанр и сейчас, но не уверена, что нынешняя молодежь хорошо знает музыкальную культуру своего Отечества. Как говорят, другие времена, другие песни.
культура: Вы много трудитесь?
Пахмутова: Стараюсь не останавливаться — живу своей работой.
Лев Лещенко, певец, народный артист РСФСР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»: — Александра Николаевна — человек, который, в известном смысле, олицетворил в собственном творчестве целую эпоху. Ее песни — своего рода летопись событий, они навсегда останутся в нашей памяти. Пахмутова тонко воспринимает и чувствует окружающий мир, причем вне зависимости от того, ведем ли мы речь о прошедших десятилетиях, либо рассуждаем о дне сегодняшнем. Она всегда была и по сей день остается современным человеком: находясь в неустанном творческом процессе, этот выдающийся композитор постоянно будоражит нас, артистов. И дай Бог, чтобы ее пламенное сердце горячо и страстно билось как можно дольше. Я очень признателен Александре Николаевне за те песни, которые она мне подарила как первому исполнителю — среди прочих это «Ты моя надежда, ты моя отрада», «Нам не жить друг без друга», «Олимпийский Мишка»... До сих пор в моем репертуаре они присутствуют постоянно, наравне со многими другими композициями, которые я перепел уже после того, как их исполнили наши прославленные артисты — Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко, Юрий Гуляев. Огромное спасибо Александре Николаевне и низкий ей поклон.
— «Песняры» в вечном неоплатном долгу перед этим мастером, ведь многие песни Пахмутовой навсегда вошли в репертуар нашего вокально-инструментального ансамбля. Причем первым исполнителем некоторых вещей — «Я не могу иначе», «До третьих петухов», «Слушай, теща» — являлся ваш покорный слуга... То, что в свое время совершили Пахмутова и Добронравов, вряд ли кому под силу повторить. Ведь практически каждая песня, созданная этим блистательным дуэтом, существует сама по себе. Красивая мелодия, нанизанная на восхитительную гармонию, плюс умнейший, продуманный, изумительно ложащийся на музыкальную основу текст. Более совершенной песенной «формулы» до сих пор не придумано. История многолетнего пахмутовско-добронравовского союза — это история удивительного сочетания таких понятий, как вкус, профессионализм, талант и интеллект. Песни Александры Николаевны и Николая Николаевича — искусство высочайшей пробы. Отличная композиция слышна, что называется, «невооруженным ухом». Вы можете любую пахмутовскую вещь просто наиграть на гитаре, и сразу станет ясно — это настоящее произведение. Песня звучит! А современные авторы и исполнители вкладывают все умения и технические знания в аранжировки, продюсирование, промоушн — ну и что в сухом остатке получается, песня-то где? Драматургия сочинений Александры Николаевны изначально заложена в самой композиционной сути. И хотя Пахмутова блестяще пишет аранжировки, они, возможно, не столь уж необходимы. Ибо как птицу видно по полету, так и выдающийся автор распознается с первых же нот. И в этом смысле Александра Пахмутова — один из лучших композиторов в истории. |
Вы — наша Мелодия...
Релиз фирмы «Мелодия», специально приуроченный к юбилею Александры Пахмутовой, продолжает серию грампластинок, посвященных творчеству главных героев советской эстрады.
Диск «Песни Александры Пахмутовой» — не только чудесные произведения прекрасного советского композитора, они сами по себе и суть, и соль, и боль, и радость советского и (как естественного правопреемника СССР) российского народа. Фамилия «Пахмутова» давно уже заслужила право звучать как своего рода бренд. Ибо несмотря на россыпь композиторских талантов, коими всегда была щедра наша страна, имя Александры Николаевны стоит особняком в истории отечественной популярной музыки.
Это воистину удивительный автор и человек. Песни Пахмутовой невозможно перепутать с какими-то другими. «Фирменные» ноты, переходы, оттенки, интонации помогают безошибочно узнать неповторимый почерк. Подобным уникальным творческим стилем могут похвастать лишь единицы.
А наша любимая королева мелодии никогда и не хвасталась. Хотя, конечно же, подобно любому автору, обладающему волшебным даром создавать «из ничего нечто», прекрасно осознает степень собственной гениальности. Впрочем, бывает ли у гениальности какая бы то ни было «степень»?..
Наверное. Но не об этом речь. Ибо о даре композитора лучше всего расскажут сами песни. На выпущенной «Мелодией» пластинке исполнители пахмутовских шедевров не повторяются. Перечислим имена: Лев Барашков, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Юрий Гуляев, Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Анна Герман, Лев Лещенко, ВИА «Песняры», вокальный квартет «Аккорд».
Этот славный певческий калейдоскоп красноречиво свидетельствует: композиции Александры Пахмутовой знала и обожала буквально вся страна. А значит, адресованы произведения были практически каждому, вне зависимости от социального или возрастного статуса. Прочувствованная лирика и оправданно пафосная героика, большие стройки и спортивные рекорды, детско-юношеский задор и молодецкий напор — все находило (и продолжает находить) достойное отражение в сочинениях Пахмутовой на стихи прежде всего Добронравова.
Хороших композиторов много, Пахмутова — одна. И не только по той причине, что она лучший советский автор песенных шедевров. А просто потому, что она — женщина... Много ли вы знаете композиторов, представительниц прекрасного пола, по уровню дарования и степени влияния на умы и сердца людей хоть сколь-нибудь сопоставимых с нашей любимой соотечественницей? Послушайте недавно выпущенный фирмой «Мелодия» винил, и ответ на этот вопрос не заставит себя долго ждать.
Денис Бочаров
Фото на анонсе: Сергей Виноградов/ТАСС