Поцелуй меня, не отравишься

Дарья ЕФРЕМОВА

01.07.2015

6 июля отмечают Всемирный день поцелуя. Раскрепощенный праздник придумали в Великобритании более столетия назад. Впрочем, человечество в этом не особо и нуждалось: традиция кричать «горько» на свадьбах существует с незапамятных времен. Еще более давний обычай — дружеские поцелуи, например, на Пасху. 

Зачем люди целуются, и когда это началось? Версий множество, но самая любопытная принадлежит Платону. По мысли философа, сформулированной в диалоге «Пир», человек был сотворен круглым, объединяющим мужскую и женскую природу. Однако своим высокомерием, лживостью и трусостью существо настолько разгневало богов, что Зевс разделил его на две половины — с тех пор мы и целуемся, тщетно силясь слиться воедино. 

Но поцелуи поцелуям рознь. Лишенные всякого эротизма, приветственные нежности были широко распространены в европейской культуре. Традиция восходит к обычаю первых христиан, перенявших его у иудеев и вложивших новый смысл — братства и духовного единения. Апостол Петр учил: «Приветствуйте друг друга лобзанием любви» — таким образом верующие символически передают мир, завещанный им Христом. Тогда же поцелуй приобрел семантическую двойственность, характерную для основных символов христианства: Иуда указал на Иисуса римским воинам, поцеловав его в губы. 

В средневековой Европе поцелуи были важной частью этикета, способом показать расположение — дорогого гостя поочередно целовали жена, дочери и другие родственницы хозяина. Иногда с помощью ласк творили волшебство: расколдовывали спящих красавиц, обращали лягушек в царевен. Во времена Алексея Михайловича русский поцелуйный обряд превратился в довольно сложное действо. Вот как его описывал чиновник Посольского приказа Григорий Котошихин: «Пред обедом велят выходити к гостем женам своим. И как <...> жены к гостем придут и станут в палате, а гости станут у дверей, кланяются жены гостем малым обычаем, а гости женам их кланяются в землю. <...> И потом господин дому бьет челом в землю, чтобы гости жену его изволили целовать, и наперед, по прошению гостей, целует свою жену, потом гости един по единому кланяются женам в землю, и пришед целуют, и поцеловав отшед, кланяются <...> а та, кого целуют, кланяется гостем малым обычаем». О том, как правильно целоваться, рассказывалось и в «Домострое»: дух в себе удерживать, губами не плюскати, чесночного, хмельного смрада гнушаться. 

Эротическую суть поцелуя заметили лишь в XVIII столетии: выигранные, украденные, случайные и заслуженные нежности стали излюбленным сюжетом галантных живописцев. Нимфы и герои у Буше и Фрагонара, дамы и месье у Каролюса-Дюрана.

Знаменитую скульптуру Огюста Родена «Поцелуй», тогда носившую название «Франческа да Римини», публика встретила с восторгом на Парижском салоне 1889 года. А одна из ее авторских копий, заказанная эксцентричным коллекционером из Суссекса и выставленная на площади у здания муниципалитета города Льюиса, возмутила общественность в 1914-м. Множество пуритански настроенных граждан, во главе с директрисой мисс Фаулер-Татт, вышли на улицы с требованием убрать с глаз долой обнаженных мраморных любовников, дабы не распалять расквартированных в городе солдат. Впрочем, благонравная англичанка безнадежно отстала от времени: четырьмя годами раньше в одной из военных американских кинолент был показан самый длинный кинематографический поцелуй — рекорд в 185 секунд поставили Реджис Туми и Джейн Уаймэн. А самое большое количество поцелуев на экране пришлось на долю актера Джона Бэрримора, сыгравшего в 1926-м роль Дон Жуана в одноименном фильме. Впрочем, окончательно «раскрепоститься» тогда удавалось не всем. В 1930 году японцы, к которым зачем-то привезли многострадальный шедевр Родена, попросили прикрыть головы Паоло и Франческе тряпочкой. Их смущал сам вид целующихся, но не голые тела. 

Сейчас такой ерундой никого не удивишь. Партнеры разнополые, целуются, не спариваются — какие вопросы? Попробуйте сделать замечание парочке, затеявшей лав-перформанс в сквере или в метро, в лучшем случае нарветесь на «а тебе чё, завидно?» 

«Надо отметить, что нескромное поведение на людях свойственно не только подросткам, — говорит психолог Илья Шабшин. — Многие клиентки, женщины возрастной категории «тридцать плюс», рассказывая о своих сумасшедших романах, обязательно упоминают поцелуи и объятия в общественных местах. Как пояснила одна из девушек: «Я всегда переживала, что все целовались в метро, а я нет. А теперь и я тоже!» Как бы глупо это ни звучало, мы часто принимаем внешне эффектную обертку за саму суть. Эпатажные выходки — за глубину чувств. Не требуется особой проницательности, чтобы увидеть в демонстрации близких отношений неуверенность. Глубокая река меньше шумит. Настоящим чувствам выставляться напоказ ни к чему. А вот когда есть сомнения, то их хочется приглушить, и легкий способ — выражать любовь публично».