Глубинный источник
17.06.2016
Когда мы переживали время болезненных, а прямо говоря — губительных «реформ», в патриотических кругах пользовался особой популярностью девиз: «Возрождение страны начнется с провинции». Я был — и поныне остаюсь — солидарен с этим лозунгом. Однако смущают некоторые исторические ассоциации.
Не дай Бог, если это возрождение будет в чем-то напоминать события начала XVII века, если новым Мининым и Пожарским придется кончать с очередной страшной смутой, освобождать Москву от ненавистников традиционной Руси-России, чужеродных «бояр» и самозванцев. Сегодня такой сценарий выглядит неправдоподобным. Но ведь и в советские годы мы не могли себе представить, что наши «преобразования» пойдут по команде и под присмотром геополитических недругов, как это случилось в годы тотальной распродажи, деиндустриализации, уничтожения сельского хозяйства, русской деревни.
В Год российского кино мне доводится бывать в провинции даже чаще, чем прежде. В середине мая, например, ездил в Пензу, где встречался с представителями разных поколений. Мы открывали мемориальную доску-горельеф большому русскому артисту Ивану Мозжухину, а потом долго и подробно беседовали в стенах государственного университета.
Губернатору Ивану Белозерцеву я с воодушевлением признался, что был невероятно удивлен, увидев вокруг Пензы огромные, ухоженные, по-европейски обработанные поля. Искренне пожелал ему как главному руководителю области, чтобы этот благородный труд не прерывался никогда, не зависел от «режима санкций» или каких-то иных обстоятельств. А со своими слушателями и собеседниками поделился нехитрой мыслью: в русской провинции чище абсолютно все — и воздух, и вода, и нравы, и взаимоотношения людей, из поколения в поколение живущих на родной земле, ощущающих себя ее частью, бережно хранящих традиции предков.
Разумеется, у меня нет желания противопоставлять их москвичам или питерцам. Мы — одна страна, один народ. И все же не могу себе представить, что, допустим, в Пензе, Нижнем Новгороде, Красноярске, Благовещенске, Владимире, любом ином нестоличном городе в православный храм с визгом и гиканьем врываются исполнительницы «странных» плясок и начинают свое «действо» прямо перед алтарем; а потом земляки им горячо аплодируют, выражают одобрение и восхищение.
Обычно вижу воочию совершенно другое: вот поднимается со своего места, чтобы о чем-то спросить, миловидная, скромно и опрятно одетая женщина; она похожа на добрую земскую учительницу XIX века. А вот степенно, со знанием дела задает вопрос высокий, широкоплечий, русоволосый гражданин — вылитый купец первой гильдии. Дай ему волю, он такой город-сад отгрохает, весь мир обзавидуется!
Именно такие типажи приходят на ум, когда слышу давний лозунг о том, что возрождение России начнется с провинции. Так было и так будет.