Человек соборный

30.07.2017

Олег ЕРМИШИН, доктор философских наук

А. Пятикоп. «Философ Семен Франк». 2012

Яркий публицист, участник знаменитых сборников «Вехи» и «Из глубины», исследователь, сочетавший глубоко научный стиль с религиозно-философской интуицией, Семен Франк занял особое место в истории русской мысли. Творческий путь он начал с размышлений об этике Ницше, продолжил оригинальной диссертацией «Предмет знания» и работой «Душа человека», а завершил на закате дней фундаментальными трудами «Непостижимое», «Реальность и человек», в которых его идеи достигли наиболее ясного и полного интеллектуального воплощения. Труды автора целостной, всеобъемлющей системы философского знания стали не только предметом для изысканий, постоянно ведущихся как в России, так и за рубежом, но и очень важной частью русской культуры.

Семен Франк родился 28 (16) января 1877 года в Москве. Когда ему было пять лет, умер от лейкемии отец. Мать во второй раз вышла замуж, и семья переехала в Нижний Новгород, где юноша окончил гимназию: в это время он,  заинтересовавшись политической экономией и вопросами социализма, пишет первую серьезную работу — «Теория ценности Маркса и ее значение». В 1898-м будущий философ завершает обучение на юрфаке Московского университета, но сдача государственных экзаменов откладывается. В 1899-м Франку предстоят арест и высылка из Москвы.

Он едет в Германию, где слушает лекции в Берлинском университете. В 1901-м возвращается в Россию и сдает госэкзамены об окончании университета. Следующей зимой зачитывается популярной книгой Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», а вместе с тем — Евангелием, намечает собственные мировоззренческие ориентиры. О рождении его как мыслителя свидетельствует запись в дневнике 1902 года: «Составил краткий конспект системы. Она грандиозна». Вся дальнейшая деятельность Франка — непрерывное стремление осуществить этот план. 

Д. Пантюхин «Философский пароход». Крайний слева — С. Франк

С 1905-го живет в Петербурге, редактирует — вместе с Петром Струве — еженедельник «Полярная звезда», затем — журнал «Свобода и культура», сотрудничает с журналами «Новый путь», «Вопросы жизни», «Русская мысль». В 1910-м выпускает свой первый сборник «Философия и жизнь», преподает на Высших женских курсах (двумя годами ранее он женился и сделал окончательный выбор в пользу научной работы и профессуры). В 1912-м становится приват-доцентом Петербургского университета. Тогда же Семен Людвигович принимает православие, его духовным отцом становится известный священник Константин Аггеев. Размеренная университетская жизнь прерывается революцией, и летом 1917-го Франк переезжает в Саратов. Там он соглашается на должность профессора недавно открытого университета. Время революционных бурь и Гражданской войны проводит в глубинке и только в 1921-м возвращается в Москву, где ему суждено прожить лишь год, до высылки на знаменитом «философском пароходе». 

Период эмиграции оказывается невероятно плодотворным. Одна за другой выходят книги и брошюры «Живое знание», «Крушение кумиров», «Религия и наука», «Смысл жизни», «Основы марксизма»… Заканчивается этот творческий этап, пришедшийся на 1920-е, изданием давно задуманной работы о социальной философии — «Духовные основы общества» (1930). В предисловии автор пишет: «Книга эта есть результат и многолетнего, начатого еще в первой молодости изучения обществоведения, и общих религиозно-философских достижений, и того поучительного своей трагичностью жизненного опыта, который все мы, русские люди, имели за последнее десятилетие». 

Выход труда предваряла статья «Я и мы» (1925), рассматривающая проблему противоборствующих понятий индивидуального и коллективного. По мнению Франка, общество — не объединение индивидов, а олицетворение глубокого, неявного на первый взгляд, всеединства, которое проявляется в соединении каждого «я» с первичной общностью «мы». В «Духовных основах общества» предложена последовательная концепция, представляющая собой «попытку увидеть очертания общественной реальности в ее подлинной, всеобъемлющей полноте и конкретности». 

Франк доказывает: есть истинный идеал общества, основанный на вечных, неизменных правилах человеческого существования. Мыслитель предлагает выявить и как можно четче сформулировать эти законы. С одной стороны, у каждого есть своя, отдельная душа, с другой, индивидуум связан с социумом. При этом «внешняя общественность» отличается от внутреннего, органического единства людей, называемого соборностью: ее первичная форма — семья. Следующий уровень — религиозная жизнь. Далее — общность судьбы всякого крупного объединения людей (прежде всего народов и государств). Соборность обеспечивает неразрывное единство между «мы» и духовной основой человека, является объективной реальностью, даже несмотря на то, что внешние противоречия между личным и общественным проявляются повсюду. Эту дисгармонию мы преодолеем тогда, когда поймем, что роду людскому изначально присуще (уготовано свыше) единое, целостное общественное бытие. 

В. Кандинский. «Рок. Купола». 1909

Духовные основы позволяют разрешить противоречия, имеющиеся в материальной и психической областях жизни. Человек — не только и не столько разумное существо живой природы, сколько Божие творение. Обладает нравственным началом, проистекающим от его отношения к высшему, религиозному бытию. Соборность и общественность в религиозном аспекте — это церковь и мир, и они органично взаимодействуют. Поэтому личность в социальной жизни часто является проводником божественной воли. Ее жизнь пронизана свободой, а та, в свою очередь, — очевидный признак духовности. 

Франк негативно относился к любым формам деспотии, которая в своем отрицании свобод искажает духовную природу человечества — сложнейшей функциональной системы, устроенной по принципу иерархии, но уравнивающей всех и каждого перед высшей истиной. Противоречия между «я» и «мы» неизбежны: общество обычно выступает носителем традиции, личность же — источник энергии, направленной на изменения, новые формы творчества. Идеал социального устройства — гармония между традицией и творческой индивидуальностью. 

«Мы» — воплощение солидарности, «я» — свободы, а в результате народ зачастую раздирают устремления к двум крайностям — деспотизму и анархии. Личность и общество объединены нравственными обязанностями, служением религиозной истине. Первая обладает свободой, но добровольно ограничивает себя, считаясь с принятыми нормами. «Я с Богом» непротиворечиво сочетается с «мы», то есть социальные антагонизмы можно разрешить через понимание того, что единое, здоровое общество строится на духовном, религиозном фундаменте. 

Франк утверждал, что образцового общественного порядка не существует. Есть только вечные начала жизни, которым необходимо следовать. Государственная система должна обеспечивать свободное развитие, содействовать духовному росту общества, раскрытию его внутреннего потенциала. Смысл власти заключается не в авторитарном принуждении, а в том, чтобы планомерно создавать единство общественной воли. 

После прихода к власти нацистов и закрытия Русского научного института, в котором преподавал Семен Людвигович, оставаться в Германии было нельзя. В 1937-м он переезжает во Францию, через два года издает в Париже «Непостижимое». Во время Второй мировой войны пишет книги «С нами Бог» и «Свет во тьме», в 1945-м получает разрешение на выезд к дочери в Англию, где пребывает до конца дней в предместье Лондона (умер в декабре 1950-го). В 1949 году заканчивает свой последний труд «Реальность и человек», посвященный философской сущности человечества. Именно в метафизике получает завершение его научная система: «Предмет знания» (учение о знании) — «Душа человека» (учение о человеке) — «Духовные основы общества» (социальная философия) — «Непостижимое» (философия религии) — «Свет во тьме» (этика) — «Реальность и человек» (метафизика). 

Размышления Франка были сосредоточены, прежде всего, на сущности человека, его личностных качествах, проявлениях во всех сферах жизни — общественной, религиозной, этической, эстетической. В работе «С нами Бог» он писал: «Личность есть непостижимое, сверхрациональное, ни в какие внешние рамки не укладывающееся, свободно-спонтанное существо человека — тот глубочайший корень души, который сам человек сознает как некую абсолютно ценную, несказанную и непередаваемую тайну и подлинную реальность своего «я». 

Эта тема развернута в сочинении «Реальность и человек», где философ доказывает, что наш внутренний мир — совершенно особая сфера, что существуют окружающая действительность и превосходящая ее реальность бытия. Человек обладает бездонной глубиной своего «я», живет духовной жизнью, отличной от поверхностного слоя жизни душевной. Однако и душа отнюдь не локализована пределами физического тела. 

В человеке сочетаются ограниченность и безграничность, открытость миру и «укорененность в реальности», его бытие протекает и «вовне», и «внутри», с миром его соединяет множество невидимых связей: общение, нравственный и эстетический опыт, с помощью которых личность выходит за свои прежние рамки-пределы, проявляет созидательную активность. Реальность — не что иное, как живой творческий процесс, связующая ступень между Богом и земной действительностью. 

Неполноценность внутреннего мира приводит к поиску того, что верующие люди называют благодатью Божией. Устремляясь к высшему идеалу, индивид пусть с трудом, но преодолевает субъективность, врожденный и приобретенный эгоизм. Он становится сопричастен творческой природе Бога. Человеческое существование во многом трагично, однако не беспросветно. В последней главе книги «Реальность и человек» Семен Франк эту мысль формулирует так: 

«Христианское сознание справедливо предполагает, что... конечная победа будет скорее неожиданной и внезапной, следуя за кажущимся поражением Божьих сил в разнуздании сил зла и хаоса. Не только творению и человеку в нем, но и самому Богу-Творцу сужден тяжкий, страдальческий путь, ведущий к этому конечному торжеству. Ибо в пути мирового бытия к совершенству через трагическое борение соучаствует сам Бог. Но именно это соучастие одновременно гарантирует конечную победу... Эта победа уже совершилась в метафизических глубинах бытия и лишь должна принести плоды, открыться в плане эмпирическом. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».


Иллюстрация на анонсе: Н. Гончарова. «Евангелисты». Тетраптих. 1911

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть