Выбираем жизнь

21.04.2015

Константин СЁМИН, телеканал «Россия», специально для журнала «Свой»

Стильный и прилизанный ведущий одной из радиопередач, куда меня пригласили, спрашивает: не слишком ли высокую цену СССР заплатил за Победу, ведь вплоть до 60-х годов люди у нас жили впроголодь и не знали, что такое деньги. Об этом молодому, но уже отпустившему усы и бороду человеку, по его собственному признанию, рассказывал отец. Что ответить? Какой флаг висел бы над рейхстагом, если бы в 45-м наши люди ели от пуза и жили не по карточкам? Какой флаг висел бы над Кремлем?

Я не знаю, что первично — нравственная деградация или интеллектуальная, очерствение сердца или отмирание логики. Пожалуй, все-таки второе. Утрата способности отличать причины от следствий, разрушение невидимой системы координат, осей X и Y, на которые, как на позвоночник, должен опираться каждый человек, — вот наша главная трагедия. 

С утраты идеологии начинается утрата человеческого облика. Теряется понимание — ради чего стоит жить и ради чего — умирать, кто заслуживает сострадания, что заслуживает осуждения? Размазанному, лишенному мировоззрения обществу можно придать любую форму. Его легко обратить в любую веру. Оно становится похоже на пластик для 3D-принтера. Из такого общества можно вылепить все, что угодно, в зависимости от обстоятельств: джакузи, подставку для ног, автомат Калашникова.

Никита Михалков приехал во ВГИК, чтобы выступить перед молодыми сценаристами. Перед теми, кому завтра предстоит наполнить новыми смыслами отечественное кино, национальный телеэфир. Со сцены режиссер призывает ребят, годящихся ему, в общем-то, во внуки, к человечности, говорит об угрозе тотальной дегуманизации искусства, которую он, Михалков, очевидно, с ужасом чувствует сам. Для меня, сидящего в зале, очевидно, насколько небеспочвенны его опасения. Новое поколение не понимает, за что оно должно любить свою страну и должно ли вообще. Хуже всего — даже этот свой скепсис новое поколение не в состоянии выразить словами. Нарушены элементарные навыки устной речи, способность складывать слова в предложения. Это тоже симптом деградации мышления. Когда речь распадается на междометия, когда вместо законченных суждений ты слышишь от почесывающегося собеседника прерывистое мычание, это значит, что мысли в его голове уступили место инстинктам. Инстинкт же во все времена велит подражать успешному, ползти туда, где теплее, делать то, что выгодно. Если выгоден патриотизм — будем играть в него. Ровно до того момента, покуда он не потеряет рыночную привлекательность.

Куда ни заглянешь — в школу, в университет, в кинотеатр, в храм или в музей, включишь ли телевизор — всюду одни и те же разговоры. За детей страшно, жалуются родители. Ну а как вы хотели? И пугающая Михалкова дегуманизация в кино; и тотальная безграмотность; и радиоведущий, измеряющий цену Победы холодильником; и опросы на тему «стоило ли сдать Ленинград» и «стоит ли сдать Новороссию» — ветви одного и того же дерева. Можно сколько угодно пытаться придать этим ветвям благообразный вид, маскировать и ретушировать симптомы деградации. Все это не имеет никакого смысла, если мы не найдем, наконец, в себе мужества посмотреть в корень.

А корень — всегда экономика. Сборы пожертвований, отправка гуманитарных конвоев, фестивали патриотического кино, возведение памятников и установка мемориальных досок не помогают. Как не помогает при открытом переломе компресс из подорожника. Узаконенный социал-дарвинизм, рыночные отношения в экономике, на которые мы перешли 25 лет назад, при любом стечении обстоятельств делают рыночным и отношение человека к человеку. Никакие заклинания, никакие благотворительные бюджеты не предотвратят постепенное овеществление человека, его превращение в товар. Нельзя разместить под одной крышей дом терпимости и институт благородных девиц. В рыночной, дарвинистской системе ценностей невозможно объяснить ребенку, почему в 41-м надо было драться за Москву. Ведь с предпринимательской, маркитантской точки зрения это убыточная, тупиковая стратегия.

К сожалению, ограничение или отказ от рыночных отношений, национализация ключевых отраслей экономики, санация СМИ и образования — все это по определению не может быть легким и безболезненным. Слишком важные и могущественные интересы будут задеты. Нам в который уже раз за последние сто лет придется ломать едва сросшиеся суставы. Но другого выхода нет. Если предыдущая ломка — в 91-м году — превратила нас в уродливого горбуна, не способного защитить себя от культурной, информационной, военной агрессии, значит, ради собственного выживания мы обязаны будем прооперировать себя снова. Так волк, попавший в капкан, отгрызает себе лапу, чтобы спасти жизнь.

Только не надо думать, что все пропало. Ничего не пропало. Гражданская оставила Советской России наследство из миллионов беспризорников, уголовников, кокаинистов. Но меньше чем за два десятилетия между мировыми войнами страна сумела вырастить на выжженном поле поколение победителей, вооружить его мощнейшей промышленностью, наукой, передовым искусством. Искусством, воспевавшим простого человека, настоящего человека. Искусством, которое мы совсем недавно, смеясь, променяли на бессмысленный авангард и голливудский китч. Неспроста шедевры соцреализма в нынешних жутких декорациях смотрятся настоящими иконами. Неспроста каждый телевизионный канал пытается теперь выдавить копеечку из ностальгии по так называемому «совку». Это не ностальгия, друзья. Это приходящее к каждому постепенное понимание необходимости, неизбежности советского (или, скажем так, условно советского) реванша. Это те самые оси координат, которые прописаны у нас в хромосомах, наверное. Правда всегда одна.

Да, нам придется делать суровый выбор. Либералы любят стращать нас Северной Кореей, словно намекая на то, что стремиться надо бы в Корею Южную. При этом обычно не вспоминают о расквартированных на Корейском полуострове 40 000 американских солдат. 

Увы, грустная истина состоит в том, что любое экономическое чудо в современном мире поставляется в одном комплекте с иностранной военной базой. И если хочешь изысканно есть, причудливо одеваться, то сначала придумай, где ты разместишь и накормишь дорогих гостей. Та же самая дилемма стояла перед поколением, водрузившим Красное Знамя над рейхстагом. Жизнь или кошелек? Двадцать пять лет назад мы по глупости выбрали кошелек. Сегодня — во имя собственных детей — обязаны выбрать жизнь.

Оставить свой комментарий

Комментарии (9)

  • alt

    Людмила 04.06.2015 00:18:56

    цитата: "Какой флаг висел бы над рейхстагом, если бы в 45-м наши люди ели от пуза и жили не по карточкам?"
    -------------
    Наши люди в любом случае в 45-м не ели бы от пуза, и если бы сдались на милость врага, то батрачили бы у арийцев в поместьях, навсегда лишившись государственности, национальной культуры и звания человека.
  • alt

    Макс 04.06.2015 13:39:18

    Как донести это до стильного и прилизанного? Ему же сразу становится скучно, когда оказывается, что его текущие проблемы созданы им, а не предками в 45-ом.
  • alt

    Эжен 04.06.2015 02:16:06

    В КНР нет американских военных баз.
  • alt

    Александр 04.06.2015 15:32:07

    "корень — всегда экономика" - тезис неверующего марксиста-ленинца. Корень - душа человека. Какие внутри нее идут процессы, такие и вырываются наружу. Капитализм тут не при чем. Почему-то ничего не мешало "капиталистам" Третьякову, Рябушинским, Шереметьевым и многим другим, строить больницы, храмы, школы, дома престарелых. Никак не влияли на них рыночные отношения, на этих капиталистов. Потому что душа человека по природе - христианка. Если у кого-то это не так, то такой человек и при социализме будет хулиганить, воровать, убивать.
    "В рыночной, дарвинистской системе ценностей невозможно объяснить ребенку, почему в 41-м надо было драться за Москву" - вообще нелепое утверждение. А как же объясняли в 1612г, в 1812г., даже в 1914г ? Что, не шли воевать за Веру, Царя, Отечество?
    "меньше чем за два десятилетия между мировыми войнами страна сумела вырастить на выжженном поле поколение победителей" - ничего подобного. Это было всё то же царское поколение, или их дети. До 50-х годов Россия держалась на царском наследии. А потом вступило в жизнь чисто советское поколение, и в течение 30 лет страна рухнула.
    "любое экономическое чудо в современном мире поставляется в одном комплекте с иностранной военной базой" - полная чушь. Наука говорит о другом, можно послушать хотя бы С.Ю. Глазьева. В начале 20 века Россия демонстрировала экономическое чудо, разве были на нашей территории иностранные базы? А Китай - какие на его территории военные базы? А Вьетнам? Это всё - рыночные страны.
  • alt

    Николай 04.06.2015 20:33:36

    Когда о том ,что рыночные отношения это зло и что ради великой идеи надо затянуть пояса, рассказывает сынок богатых родителей от власти, проживший и учившийся в "прогнивших" США, который по геббельски снимает свои передачи,я в полной мере понимаю знаменитую фразу "Патриотизм - последнее убежище негодяя".
  • alt

    Стрелков Сергей 05.06.2015 00:47:18

    Уважаемый Константин! Статья очень правильная. Именно так всё и есть.Проклятые дерьмократы и либерасты нагадили нашей стране выше крыши. И мне так жаль, что Е.Гайдар так быстро умер. Он просто обязан был дожить - до суда и расстрела.
    Вот Вы пишите, что ведущий говорит, якобы в СССР до 60-х годов не знали денег. На это я могу сказать следующее. Я из семьи блокадников. Однажды, в блокадном Ленинграде, у моей мамы, ещё совсем девчонки, украли кошелёк. А там были деньги, а не продуктовые карточки. Так вот она не смогла отоварить карточки, потому что без денег их не отоваривали.
    Даже в тяжелейших условиях войны существовало денежное обращение. Поэтому ведущий, говоривший такие слова, просто малограмотный идиот. Ну из этих, из либерастов.
  • alt

    Татьяна 05.06.2015 03:39:17

    Константин Семин - один из талантливейших журналистов нашего времени. Один из немногих, к сожалению. Острый ум, прекрасный язык, уникальная способность к анализу. И все всегда правильно подмечено, всегда обнажены именно те болевые точки, котрые необходимо обнажить. И в этой статье тоже - все правда. Но... Всегда, неизменно одна и та же дикая мысль - что пассионарность человека, его способность к милосердию, его жертвенность, высота его души (даже как-то стеснительно это слово употреблять) зависят от прав на орудия производства и от стпени контроля государства над рынком. На Западе плохая экономика, дарвинисткая - и человек разложился, а в СССР была хорошая экономика, плановая - и человек умирал за Москву, не ожидая объяснений, зачем это надо. Как будто история наша началась с СССР. И за Москву не умирали. Интересно, хороша ли была экономика в 1612? А в 1380? Просто поражаешься иногда, как большого ума люди упираются в какую-нибудь запредельную чушь, сводят сложнейший мир человека к примитиву и долбят это с упорством, достойным лучшего применения. " В рыночной, дарвинистской системе ценностей невозможно объяснить ребенку, почему в 41-м надо было драться за Москву". А как это объяснить в условиях плановой экономики? Очень хотелось бы послушать. Заодно сравнить, не то ли самое говорилось в 1812.
  • alt

    Юлия 11.06.2015 11:00:21

    Раньше на каждой стене был плакат "Слава советскому человеку", а теперь реклама кока колы.
  • alt

    Игорь 08.07.2016 09:23:50

    Слава Кока-коле, пиндосам слава
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть