Легавый указатель
29.09.2014
Летне-осенний охотничий сезон в самом разгаре. Подросли до нужных размеров вчерашние птенцы куропаток. Вовсю токуют глухари. Намного сподручнее, нежели месяц-другой назад, бить рябчиков, тетеревов, вальдшнепов...
Традиционная русская охота давно не привилегия партийно-государственного истеблишмента, как это было во времена СССР. И даже не эксклюзивная забава отечественных мультимиллионеров (как в известные лихие годы), а довольно распространенный у среднего класса вид активного отдыха. Растет интерес и к прежде мало известным — или хорошо забытым — породам охотничьих собак.
«Свой» открывает новую рубрику, посвященную особенностям национальной охоты.
Многие ли из «простых» советских людей, увидев на фото или — что было редкостью — воочию пойнтера (англ. pointer — указатель), могли тут же назвать породу? А ведь когда-то среди знаменитых русских писателей, слывших заядлыми охотниками, в компании с пойнтерами видели едва ли не каждого второго. Об этих незаменимых помощниках в деле добывания пернатой дичи писали Иван Тургенев и Лев Толстой, Николай Некрасов и Михаил Пришвин…
Знатоки творчества и биографии Некрасова, несомненно, помнят душещипательную историю, связанную с его любимой собакой Кадо.
Однажды возлюбленная «народного поэта», которую он называл на свой манер Зинаидой Николаевной, во время охоты случайно выстрелила в Кадошку, смертельно ранив его. Прибежавший на отчаянный крик женщины Николай Алексеевич обнял пса и горестно прижался лицом к его морде. Тот лизнул хозяина и вскоре умер. Некрасов пытался успокоить Зинаиду Николаевну следующими словами: «Что ты плачешь, о чем убиваешься, в чем прощения просишь? Эту собаку ты нечаянно убила, а каждый день где-нибудь на свете людей нарочно убивают. Нисколько на тебя не сержусь, но дай свободу тоске моей, я сегодня лучшего друга лишился».
Собаку зарыли в палисаднике, сверху положили гранитную плиту с надписью: «Здесь похоронен Кадо, черный пойнтер. Был превосходен на охоте. Незаменимый друг дома. Родился 15 июля 1868 г. Убит случайно на охоте 2 мая 1875 г.». Говорят, после этого ужасного случая Некрасов не охотился вовсе.
Разумеется, не только известные литераторы были до революции владельцами пойнтеров. Другие наши знаменитости в этом плане совершенно не отличались от писателей.
Давно выглядит штампом сопоставление представителей рода человеческого и собачьего племени. Чаще всего сравнивают для того, чтобы показать, что собаки добрее, преданнее, «человечнее» людей. Намного адекватнее относятся к жизни вообще и к среде обитания в частности. Соглашаясь с этим верным наблюдением, можно, наверное, в какой-то мере отождествить первых российских пойнтеров, в середине XIX века прибывших к нам с Британских островов, с ценными иностранными специалистами, которые довольно быстро адаптировались к российским условиям. Их потомки стали уже вполне «русскими», комфортно чувствующими себя в наших полях, лесах и на болотах.
Чем хорош пойнтер на взгляд современного собаковода и охотника? С этим вопросом «Свой» обратился к Константину Блохину, президенту Национального клуба породы «Пойнтер».
— Изначально меня подкупили красота и своеобразие этой легавой собаки с уникальной стойкой, их невероятная страстность, позволяющая в нужный момент возбуждаться, заряжаться на поиск птицы. Когда же дичь найдена, пойнтер резко останавливается, замирает, делает свою неповторимую стойку. И вот этот переход от возбуждения к торможению у представителей названной породы прямо-таки выдающийся.
Эстетическая особенность стойки — это, как говорится, отдельная песня. Порой кажется, что собака вот-вот сломается пополам: голова уже смотрит на добытую птицу, а полусогнутое тело словно все еще перестраивается от стремительного бега к резкому торможению. Словами это описать сложно, пойнтера нужно видеть своими глазами, в полевых условиях. Причем его красота особенно хорошо проявляется на больших, просторных полях, где он ходит широко — вправо, влево... Считается эталоном легавой собаки в охоте на птицу. Первоначально порода выводилась для охоты на куропаток...
Владельцы пойнтеров в России, как, впрочем, и в остальном мире, делятся на два лагеря — тех, кто отдает предпочтение внешнему виду собаки, близости ее к некоему экстерьерному эталону, и тех, кому важнее качества, необходимые для охоты. Руководитель клуба пойнтеристов считает, что лучше всего — золотая середина.
— Есть собаки красивые и при этом отменно «работающие». Есть «уроды» с точки зрения экстерьера, но в то же время прекрасно выполняющие свои полевые функции. Есть внешне идеальные, однако почти непригодные для выполнения тех задач, которые первоначально имели в виду создатели породы. И, конечно, постоянно ищется баланс между красотой и рабочими качествами.
В наши дни охота на птиц потеряла свой практический смысл и воспринимается, скорее, как увлечение, хобби. Много ли мяса в подстреленной птичке? Опять же, занятие, прямо скажем, недешевое. Но это вовсе не значит, что, к примеру, у нашего пойнтер-клуба — туманные перспективы. Он продолжает развиваться за счет расширения и укрепления международных связей. Перед нами открываются новые возможности, в том числе — получение хороших щенков для членов нашего клуба от западных европейцев, прежде всего от итальянцев. В Италии рождается примерно 3000 щенков в год. В питомниках этой страны первостепенное внимание уделяется именно рабочим качествам собак, а незначительные экстерьерные недостатки там стараются не замечать.
В России ежегодно появляются на свет около четырехсот маленьких пойнтеров. Некоторые достижения, призовые места в международных состязаниях у наших пойнтеристов уже есть. Полагаю, что со временем успехов будет значительно больше.