Хроника спортивного режима

31.10.2014

Андрей САМОХИН

Возрожденная недавно по указу президента национальная программа сдачи норм ГТО всколыхнула в тех, кто постарше, целый ворох воспоминаний. В первую очередь о том, что в позднем СССР называли массовым «физкультурно-спортивным комплексом». Ведь при всех «но» сегодня его так не хватает...

«НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!» — когда-то будила из репродуктора советского человека «Утренняя гимнастика». А ближе к полудню радио предлагало выполнить гимнастику производственную. И далеко не все в это время выходили поболтать да подымить в курилку. Многие, особенно женщины, исправно крутили шеями и запястьями — полезно! Что же касается различных спортивных игр и забав, то им точно были все возрасты покорны. Романтика самодеятельного туризма и альпинизма отменно сочеталась с горделивой маркой «Сделано в СССР». Все это формировало довольно мощный «заряд здоровья», улучшало спортивную форму нации. 

Расцвет спорта и физкультуры пришелся на середину 1960-х — конец 1970-х — время, ославленное позже как эпоха застоя. Да, росло тогда и потребление алкоголя, но это парадоксально сочеталось с массовой спортивностью. Выпив, скажем, по стакану портвейна «для форсу», молодые люди зачастую не сидели весь вечер в клубах дыма, а шли играть в футбол. Или в волейбол, если была сетка. Полноценных спортивных площадок с покрытием в обычных дворах практически не было. Зато хоккейных коробочек с деревянными бортами и таких же по размерам «футбольных полян», огороженных сеткой, хватало. Дотемна звенели крики, стучал мяч или щелкали клюшки. И взрослые включались в дворовые игры, составляя смешанные команды. Часто на такие состязания приходили посмотреть тренеры из соседних ДЮСШ, выбирая потенциальные таланты для дальнейшего продвижения в спортклубы. Постоянно подпитываясь снизу, рос и обновлялся большой спорт.

Отношение Советской власти к спорту не всегда было одинаковым. Скажем, в самом начале 1920-х победившие большевики относились к спортивным дисциплинам пренебрежительно — как к наследию буржуазных бездельников. Однако несколько позже кремлевские власти осознали пользу спорта и физкультуры в деле отвлечения народа от пьянки. А также — в плане подготовки молодежи к армейской службе. Знаменитые парады физкультурников 1930-х на Красной площади стали декоративным приложением к той серьезной работе по массовому оздоровлению, которая развернулась в Стране Советов благодаря усилиям наркома здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко. Помимо сети санаториев и профилакториев, открытых на Кавказе и в Крыму, была грамотно поставлена пропаганда здорового образа жизни через все средства массового воздействия: от уличных плакатов и спичечных этикеток до радиовещания, а позже и телевидения. В 1939 году был учрежден День физкультурника, с тех пор он отмечается во вторую субботу августа. 

Движение «Будь готов к труду и обороне» (БГТО и ГТО) поддерживалось государством в рамках системы патриотического воспитания с 1931 по 1991 год и охватывало население в возрасте от шести до шестидесяти лет. Только в 1972–1975 годах нормы комплекса выполнили свыше 58 млн человек. 

В программе КПСС 1961 года декларировалось: «Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание... физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил». И это не было пустым лозунгом: в то время СССР реально опережал США по уровню не только образования, но и физического развития молодого поколения. Уже к концу 60-х наша страна сделала настоящий рывок в увеличении численности физкультурников и спортсменов. Повсеместно начали проводиться «Дни здоровья». На предприятиях, в колхозах, совхозах, в учебных заведениях создавались «Центры здорового образа жизни» с кабинетами физической культуры. Была организована разветвленная сеть добровольных спортивных обществ (ДСО), объединявших физкультурников, спортсменов и туристов. В 1976-м насчитывалось 39 таких организаций — 9 всесоюзных (ДСО профсоюзов «Буревестник», «Водник», «Зенит», «Локомотив» и «Спартак», ведомственные общества «Динамо» и «Трудовые резервы», ДОСААФ, физкультурно-спортивная организация Вооруженных сил СССР) и 30 республиканских. 

В кинотеатрах перед сеансами постоянно крутили киножурналы про здоровый образ жизни, шли передачи по радио и телевидению, возникли специализированные издания по физкультуре и спортивному туризму. Лозунг «О спорт, ты мир!», фильм 1970 года «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова и одноименный мультик «пошли в народ».

Молодой редактор и альпинист Борис Клецко, покоривший все четыре 7-тысячника Советского Союза, вместе с режиссером Ленинградского телевидения Борисом Герштом придумали телепередачу «Папа, мама, я — спортивная семья», которая выходила до середины 1980-х, возобновившись позже лишь в 2012-м. Жюри, куда входили и космонавты, и олимпийские чемпионы, оценивало спортивную сноровку семей, состязавшихся в полушуточном многоборье, вроде пролезания под стульями, эстафеты через обручи и т.д. Интересный факт: за все время выхода передачи среди семей, участвовавших в соревнованиях, не случилось ни одного развода!

Еще были «Веселые старты». Их проводили летом в городских зонах отдыха, в парках и на стадионах, в пионерлагерях, а зимой — в залах и на ледяных площадках. Инвентарь для таких эстафет требовался простейший — от мячей и кеглей до обычных мешков с тесемками — для бега. Кстати, вспоминая о народных забавах советской эпохи, многие современники указывают прежде всего именно на бег в мешках. Как на этакий национальный вид спорта. В известной мере это справедливо. Бег в мешках появился на Руси аж в ордынские времена. И, видимо, не случайно он до сих пор чрезвычайно популярен как на праздновании русской Масленицы, так и на татарском Сабантуе. (Более того, татарская общественность несколько лет назад предлагала включить эту «экзотическую» дисциплину в неофициальную программу казанской Универсиады.)

«Несерьезными» развлечениями в прежнюю эпоху вполне серьезно руководил Центральный штаб при ЦС Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. Некогда в него входили такие советские звезды спорта, как Игорь Тер-Ованесян, Петр Болотников, Ольга Корбут.

Тогда все это казалось обыденным. Над всеобщей «физ-рой» иронизировал Высоцкий: «Бег на месте — общепримиряющий». И только позже стало понятно, ЧТО мы потеряли.

Сегодня поражаешься обилию спортивных и околоспортивных инициатив «снизу и сверху», родившихся в 1960–1970 годы. Широчайший размах получили массовые эстафеты и спортивные турниры для детей и молодежи. Их организовывали редакции газет и журналов, федерации по видам спорта, ДСО. 

«Лыжня зовет!», «Лед надежды нашей», «Кожаный мяч», «Золотая шайба» проходили под опекой ВЛКСМ. По всей стране в них участвовали миллионы советских мальчишек и девчонок!

В 1976-м в Советском Союзе работало 5400 детско-юношеских спортивных и спортивно-технических школ, около ста школ высшего спортивного мастерства. Всего в коллективах физической культуры, спортивных клубах и школах занималось 50,1 млн человек, в спортивно-технических секциях и клубах — свыше 19 миллионов! 

Отдельная, весьма интересная история — спортивный и самодеятельный туризм (прозванный позже «диким»), который активно развивался с середины 1950-х. Зеркалом движения стал мощный взрыв «турпесни» — от «Что у вас, ребята, в рюкзаках?» из репертуара Эдуарда Хиля до задушевной «рюкзачно-байдарочной» лирики молодых тогда бардов Юрия Визбора, Ады Якушевой, Вадима Егорова, Юрия Кукина, Александра Городницкого и других. Первоначально ядро турдвижения составляли «физики», позже подтянулись и «лирики». Отправлялись в пешие походы по пригородным лесам, забирались в приполярный Урал, сплавлялись по порожистым рекам, поднимались в горы, постепенно выходя на спортивный уровень.

Строили самодельные плоты, сами шили рюкзаки — «абалаки», брезентовые палатки и штормовки. Однако уже в 60-е советская промышленность наладила производство туринвентаря — и одежды с котелками, и разборных каркасных байдарок «Салют», и всего такого прочего. Кое-что закупалось для туристов в странах соцлагеря.

Государство, видя набирающее мощь новое движение, старалось помогать ему.

В 1962 году спортивный туризм полностью перешел под эгиду профсоюзов. Главным органом управления и развития стал Центральный совет при ВЦСПС. Подобные советы вскоре были созданы во всех республиках, краях, областях и ряде городов. Повсеместно возникли турклубы, станции юных туристов, секции со своими помещениями, прокатом снаряжения, библиотеками, картами, штатом квалифицированных инструкторов. Только официально там занимались 8 млн человек разного возраста. Неофициально же туристов-палаточников было гораздо больше. Вереницы байдарок на реках и туристские тропы в самых глухих закоулках страны стали обыденностью. В походы уже отправлялись не только представители интеллигенции, но и рабочие и даже госчиновники.

У этой популярности была, как водится, и оборотная сторона: некоторые, ничтоже сумняшеся, без подготовки и экипировки выбирали сложные категорийные маршруты, беззаботно прыгали в шортах и кедах через ледовые трещины в горах, что порой заканчивалось трагедиями. С другой стороны, при падении общей культуры к началу 80-х по лесам стали множиться неубранные помойки, от непогашенных костров разгорались лесные пожары. Некоторые по инерции называли себя «туристами», приехав на пару дней электричкой, а то и на автомобиле для простой пьянки на природе. И это была уже другая «песня»...

Страна с начала 80-х медленно, но верно входила в мутную и разрушительную полосу своей истории. Походы в лес замещались «пикниками с девочками», юных футболистов и хоккеистов во дворах вытесняли расхлябанные молодежные «тусовки» с сигаретами и пивком. Тогда же в СССР резко возросло число наркоманов, насильников, педофилов и прочих маньяков и психопатов. Среди агрессивных футбольных фанатов стали мелькать пресловутые «зиги». А в апреле 1981-го, на день рождения Гитлера, у памятника Пушкину в Москве собрались на негласную демонстрацию несколько десятков доморощенных нацистов в черных рубашках со свастикой.

Забили тревогу, да было поздно. Сорные зерна дали свои ядовитые всходы. Безусловно, эта поросль значительно облегчила задачу обрушения Советского Союза и полного демонтажа ценностей ушедшей эпохи. Как шутили острословы, в ельцинской России на смену бегу в мешках пришел бег с мешками. 

В последние годы в стране стал заметен более-менее последовательный, как теперь модно говорить, тренд, связанный с возрождением любительского спорта и физкультуры, спортивных начинаний и организаций советского типа. Набирают популярность массовые эстафеты, семейные спортивные праздники. Новые импульсы получили ДОСААФ и спортсекции по месту жительства. Возрождено ГТО. Того и гляди, скоро услышим по радио передачу «Утренняя гимнастика»! Тенденцию можно только приветствовать: дальнейшее ухудшение здоровья нации грозит не просто снижением обороноспособности страны, но и буквальным вымиранием. 

Спортивно-физкультурное движение в СССР было наполнено идеологией и ослабло вместе с ее выветриванием. Что было в ней? Патриотизм? Безусловно. Чувство коллективизма, созидания? Да, разумеется. Но было ведь и нечто еще — неуловимо светлое, позитивное, как в лучших советских песнях, бесконечно далекое от «диамата и истмата»! Надо бы нащупать, сформулировать и открыто постулировать эту новую-старую идеологию. Чтобы массовый спорт в стране не стал снова «каркасной конструкцией», наполнился собственным смыслом, шел рука об руку с возрождением экономики, образования и других сфер нашей весьма непростой жизни.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть