За стол родня вся соберется

22.03.2015

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Тема Воскресения Христова — константа нашей живописи. Веками к ней обращались иконописцы. Не могло остаться в стороне и светское искусство. Ведь Пасха — не только главный, но и самый красивый православный праздник. Картины лучших русских художников убедят в этом кого угодно, в том числе тех, кто не видел такое празднование воочию.

Религиозными сюжетами перманентно интересовался Карл Брюллов. Ему, к примеру, принадлежит проект росписи Храма Христа Спасителя — «Христос воскресший» (1843). Николая Кошелева, ставшего в итоге одним из художников, украсивших этот Храм (а также Спаса-на-Крови), наоборот, скорее, привлекал русский быт. Благодаря его картине «Дети, катающие пасхальные яйца» (1855) мы узнаем об утраченном в наше время обычае. Точнее, своеобразном соревновании: нужно скатить яйцо по деревянному желобку. Заденешь какой-нибудь предмет — он твой, нет — яйцо станет добычей кого-то другого, более меткого. У этой шуточной игры был, конечно, и религиозный подтекст: яйцо олицетворяло камень, откатившийся по воле ангелов с Гроба Господня перед воскрешением Христа. С еще одним давним обычаем знакомимся на полотне «Пасха» (1885) Иллариона Прянишникова: дворовые люди поздравляют хозяйку — дарят крашенки. А знаменитый «мирискусник» Борис Кустодиев показал христосование при встрече — поцелуи и поздравления.

Нередко обращались художники и к обрядовой, ритуальной стороне праздника. Брат Константина Маковского Владимир в картине «Молебен на Пасху» (1887–1888) нарисовал толпящихся во дворе крестьян, одетых в яркие одежды. Хороша, притягательна своим ненавязчивым символизмом «Русская Пасха. Крестный ход» (1920-е) Николая Рериха: стемнело, из окошек и дверей церкви льется теплый свет, словно согревая тех, кто уже пришел или все еще спешит на всенощную.

Отдельная тема — праздничный стол. На дореволюционных полотнах он обычно с высокими куличами, украшенными бумажными розами. Именно пасхальной трапезе посвящено, пожалуй, большинство работ. Вот «Пасхальный стол» (1915–1916) Александра Маковского (сына Владимира Маковского): румяный кулич, пирамидка творожной пасхи, рядом — блюдо с крашенками, фрукты, графин… Все уставлено цветами: особенно прекрасны нежные гиацинты в горшках. И уютный интерьер: тяжелые портьеры, картины на стенах, диван с плюшевой обивкой... 

Дореволюционную атмосферу замечательно передает работа передвижника Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт» (1915). Здесь на круглом деревянном столе, покрытом белой скатертью, расставлены яства: и кулич, и нежная творожная пасха, и разноцветные крашенки. Цветы — вновь гиацинты в небольших горшочках, а в углу комнаты — полосатый диван, расшитые подушки…

Есть среди таких картин и акварели великой княгини Ольги Куликовской-Романовой, сестры Николая II. Натюрморты, созданные уже в эмиграции, наполнены этакой тихой благостью: опять море цветов (в том числе и розы), гигантские куличи, которые некогда пекли в царской России. Но в целом обстановка скромная, даже аскетичная.

После 1917-го религиозные сюжеты вопреки ожиданиям не исчезли из отечественной живописи. Например, советский классик Аркадий Пластов создал один из лучших пасхальных натюрмортов, где сочно и живо, как умел только он, написал и разрезанный кулич, и бумажные цветы, которыми по-прежнему украшали стол, и даже фигурку барашка, символизирующего жертвенного агнца (вторая половина 1920-х). Кисти Пластова принадлежат и «Куличи» (1953): освящение пасхальной трапезы в церкви.

Нынешние художники продолжают добрые традиции. Вот «Светлое воскресенье» (1998) Сергея Смирнова. Распахнуто окно, за деревьями — силуэт церкви, а на столе близ окошка — небольшой кулич, раскрытая книга. Тихая радость, передаваемая зрителю. 

Обращаются современные мастера и к праздничным натюрмортам, хотя многие традиции украшения стола утрачены. Нет больше запеченных поросят, как на одной из картин передвижника Михаила Гермашева. Да и куличи не такие высокие, как во времена оны. Иначе в духовку не влезут. «Пасхальный натюрморт» (1991) Федора Вдовина вмещает в себя кулич, украшенный розами, крашенки да вазу с вербочками. Есть, впрочем, и такие полотна, на которых изображен почти по-старинному богатый стол. Например, у Яны Патокиной («Пасхальный натюрморт», 2010). Здесь видны и облитые помадкой куличи, и крашенки, и конфеты в ярких обертках, и рушник. Но в целом все куда скромнее, чем сто лет назад.

И все же в главном традиции не изменились. Пока крепка в России православная вера, такими же останутся и они.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть