Воитель и ваятель

24.01.2016

Юлия КУДРИНА

В перманентно бившейся с агрессорами всех мастей России многие поколения граждан связывались (и до сих пор связываются) в памяти потомков с войнами. На долю выдающегося русского скульптора Ивана Шрёдера и его сверстников выпала далеко не самая удачная из этих войн — Крымская. Практически сразу же по окончании элитного Пажеского корпуса он, корнет лейб-гвардии Уланского полка, отправился в Севастополь и принял самое непосредственное участие в тяжелейших боях с интервентами. Не будет ошибкой предположить, что именно это обстоятельство оказало наибольшее влияние на всю его творческую судьбу. 

К сожалению, подробности тех, военных, лет жизни Ивана Николаевича известны плохо. Мы даже не знаем точную дату его рождения — и это при том, что Шрёдер был одним из самых выдающихся российских художников XIX века. Причина такого «забвения» слишком очевидна — после Октября 1917 года значительная часть наследия Шрёдера была безжалостно уничтожена.

Он родился в 1835 году. Дворянский род Шрёдеров происходил из Кёнигсберга. Отец будущего художника в разное время занимал посты тамбовского вице-губернатора, рязанского губернатора, дослужился до чина действительного статского советника. 

После Крымской войны Иван Шрёдер вышел в отставку и посвятил себя всецело искусству. Брал уроки у знаменитого Петра Клодта. По его совету поступил в Императорскую академию художеств, под начало скульптора Николая Пименова.

Еще будучи студентом, получил приглашение от Михаила Микешина приобщиться к работе над памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В создании этого величественного монумента участвовали Александр Опекушин, Матвей Чижов, Роберт Залеман, Николай Лаверецкий и другие. 

По словам конференц-секретаря Императорской академии художеств Федора Львова, Шрёдер «вынес на своих плечах «тысячелетний памятник». Данные слова не преувеличение, его вклад в это во всех смыслах историческое дело был огромен. Как свидетельствуют современники, Иван Николаевич являлся автором проекта, выигравшего конкурс. Именно Шрёдер выполнил конкурсный эскиз и модель в 1/5 натуральной величины. Им же была проведена и основная часть работ — изготовление десяти центральных крупномасштабных фигур. Среди них — главные скульптуры, венчающие памятник: России и Ангела. Идея России воплотилась в фигуре коленопреклоненной молодой женщины в национальном русском костюме и горностаевой мантии, ее левая рука опирается на щит с гербом и датой «862».

Высшая точка монумента — Ангел с крестом, символизирующие православную веру и небесное благословение России. На горизонтальной пластине выбита надпись: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».

Шрёдер также стал автором трехфигурной группы с императором Петром I в центре — на главной стороне памятника, обращенной к Софийскому собору. Им же создана композиция из пяти фигур, обозначающая начало единодержавия Руси: в центре — Иван III. 16 фигур скульптурной группы «Писатели и художники», помещенные на западной стороне памятника, были выполнены опять же Иваном Шрёдером.

Его участие в создании «Тысячелетия России» императорская власть оценила довольно высоко. Хотя молодой скульптор и не числился официальным соавтором монумента (исторических масштабов несправедливость!), за свой вклад в этот коллективный труд он был награжден — еще в период царствования Александра II — орденом Св. Анны 3-й степени.

Окончив курс Академии, уехал в 1863 году в Италию, затем — в Латинскую Америку. По возвращении на Родину получил за одну из своих работ (в 1868-м) звание академика.

С воцарением Александра III началось повсеместное увековечение памяти российских государственных и общественных деятелей, а также творцов, немало сделавших для культурного и научного развития страны, гражданского и эстетического воспитания ее народа. В эти годы деятельность Шрёдера приобрела особенный размах.

В 1883-м специальным императорским указом было еще раз отмечено первостепенное участие скульптора в работе над памятником «Тысячелетие России». Ивану Николаевичу назначили пожизненное пособие в размере 1176 рублей. Русский император был твердо убежден в том, что «знание великих подвигов военной доблести, образы великих людей и славных побед для каждого исторического события суть двигатели нравственного влияния».

Шрёдер изготовил бюсты великих русских полководцев — Александра Суворова и Михаила Кутузова, которые были установлены в Российском Генеральном штабе. Начал трудиться над проектами монументов, посвященных выдающимся героям Севастопольской обороны.

Неожиданная смерть не позволила Александру III увидеть эти произведения. Открытие памятника Владимиру Корнилову состоялось 5 октября 1895 года, мемориал возвели на Малаховом кургане. Соавтором проекта стал генерал-лейтенант Александр Бильдерлинг. Корнилов был изображен в солдатской шинели на скале бруствера. Ниже и левее — матрос Кошка. На лицевой стороне постамента, как бы пробитой ядрами, поместили надпись: «Вице-адмиралу В.А. Корнилову, смертельно раненому на сем месте 5 октября 1854 г.». На правой стороне памятника — контр-адмиральский и вице-адмиральский флаги, а также указания на места побед и названия кораблей, которыми командовал герой. На тыльной стороне, обращенной к городу, на откосе скалы — последняя молитва адмирала перед смертью: «Благослови, Господи, Россию, Царя, спаси Севастополь и флот».

1 декабря (18 ноября) 1898-го, к 45-летию Синопского сражения, на центральной площади города русской славы по высочайшему повелению Николая II открывали памятник Павлу Нахимову. Авторами проекта оказались те же мастера — Шрёдер и Бильдерлинг. Статуя была обращена лицом к рейду и Графской пристани. Русский герой предстал перед взорами собравшихся во флотской шинели с палашом на перевязи. Правая рука держала подзорную трубу, левая заложена за спину. На основании памятника поместили три бронзовых горельефа. На фасаде — Синопский бой и слова из приказа великого адмирала: «В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело». На правой стороне — изображение Нахимова и Корнилова во время осады Севастополя на четвертом бастионе; на левом горельефе — изображение Нахимова, беседующего на корабле; на оборотной стороне постамента, украшенной оружием, среди знамен доска со словами: «Слава русскому флоту»; над ней — даты рождения и гибели адмирала: «1802–1855». У подножия, по углам — четыре морских якоря. 

За этот труд Николай II наградил Шрёдера орденом Святого Владимира 3-й степени.

В 1928 году по «Декрету о памятниках Республики» монумент Нахимову снесли и на оставшемся постаменте позже установили памятник Ленину, который в 1957 году перенесли. В ноябре 1959-го на этом месте вновь появился бронзовый Нахимов. Его автор — народный художник СССР скульптор Николай Томский.

Памятник генералу Тотлебену — также произведение Шрёдера и Бильдерлинга. Установлен и открыт был на Историческом бульваре Севастополя 5 (18) августа 1909 года. На постаменте начертали надпись: «Генерал-адъютант граф Эдуард Иванович Тотлебен. В воздаяние примерных трудов по возведению севастопольских укреплений, составляющих образец инженерного искусства, и в награду за блистательную храбрость при отражении штурма. Награжден орденом Св. Георгия 3-й ст.». Ниже изобразили карту укреплений Севастополя, творцом большей их части был Эдуард Тотлебен.

Высота этой многофигурной композиции — 13,75 м. Пьедестал выполнен из серого гранита. Пятиметровый генерал в сапогах и полевой шинели изготовлен из бронзы. Вокруг пилона — имитация оборонительных сооружений того времени и шесть фигур: трое солдат строят укрепления, двое сжимают в руках оружие, готовясь отразить атаку врага, матрос под их прикрытием наводит орудие.

Иван Шрёдер создал еще немало памятников и бюстов: знаменитому географу и путешественнику Николаю Пржевальскому, просвещенному благотворителю принцу Петру Ольденбургскому, Александру Пушкину, Александру III, Дмитрию Менделееву и многим другим. Увы, далеко не все произведения сохранились до наших дней.

Он скончался в ноябре 1908 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В некрологе говорилось: «И.Н. Шрёдер был художник-реалист. Он отвергал всякую фантастику и идеализацию в своих памятниках и изображал своих героев в строго действительном их образе, без малейшего уклонения от житейской правды».

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть