Слово, которое мы потеряли
28.10.2014
Игорь МАМИН , Алексей КОЛЕНСКИЙ
10 ноября, День милиции. Когда-то его отмечали широко и торжественно. По масштабам празднования эта дата едва ли сильно уступала главным государственным торжествам, также приходившимся на последний осенний месяц.
Заслуживала ли та, прежняя служба, которая согласно известной песне «и опасна, и трудна», столь грандиозного праздника? С точки зрения сегодняшних реалий — явно да. Сорок, тридцать или даже двадцать пять лет назад «бронирование» милиционерами мест на скамье подсудимых если и не выглядело совсем уж невероятным, то и обыденным точно не являлось. А теперь? А теперь и слова-то такого — «милиция» — в нашем лексиконе нет.
Переименование милиции в полицию воспринимается многими, как казус с яхтой «Победа», потерявшей две первые буквы из названия. Понятно, что проблемы наших правоохранительных органов не ограничиваются семантическими курьезами. И то, что народная молва сразу составила горько-ироничную словесную конструкцию «Дядя Степа — полицай», не делает наших стражей правопорядка хуже в глазах соотечественников. Однако наименование «милиция» не мешало бы вернуть. Хотя бы из солидарности к героическим коллегам из украинского «Беркута».
Но довольно о грустном. Хорошие традиции, связанные с Днем сотрудника органов внутренних дел — бывшим Днем милиции, — в стране все-таки сохранились. Как и прежде, показывают «в обязательном порядке» по центральному телевидению три-четыре знаковые вещи. Это большой праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце, пара культовых мини-сериалов прежней эпохи — «Место встречи...» и «Рожденная революцией». А также блистательный советский мультфильм «Дядя Степа — милиционер». Со дня его выхода на экраны в этом году исполняется пятьдесят лет.
В чем блистательность? Во всем, что выгодно отличало и по сей день отличает лучшие образцы советской мультипликации. Работа режиссера Ивана Аксенчука. Живые, исполненные души рисунки, созданные коллективом художников под руководством гения отечественной анимации Леонида Шварцмана. Голоса великолепных актеров. И, конечно же, литературная основа — стихи, получившие знак качества от многих поколений детворы.
У мультфильма-юбиляра богатая предыстория. Первыми друзьями Дяди Степы стали читатели седьмого номера журнала «Пионер» в 1935 году. Спустя несколько месяцев «Детиздат» выпустил книжку, украшенную иллюстрациями Аминадава Каневского. В его версии михалковский великан был курнос, большерот и почти наголо обрит — лишь надо лбом трепался чуб. Спустя четыре года, вернув Степану шевелюру, Владимир Мороз изобразил его стройным, улыбчивым атлетом.
В вольной экранизации Владимира Сутеева 1939 года советский богатырь (аккуратная челка, завидный загар) делал зарядку с котятами, возился с малышами, увлеченными спортом, огорошивал детвору новостью: «Я на флот служить пойду <...> и носить на бескозырке буду красную звезду!»
О том, что, вернувшись с морей, Дядя Степа стал милиционером, узнали читатели журнала «Пограничник» в конце 1954-го. Великан широко зашагал по стране, став главным героем декабрьских выпусков «Пионера», «Пионерской правды», «Нового мира». Спустя десять лет режиссер Иван Аксенчук снял об этом мультфильм.
Степан, нарисованный будущим создателем образа Чебурашки Леонидом Шварцманом, предстал ветераном с суровой линией рта и скулами, подчеркнутыми вертикальной складкой: за плечами война, на дворе — зима, гололед, раздрай и раскардаш. Широко простирая руки, Степан переводил сгорбленную старушку через улицу, спасал бабку с отколовшейся льдины, пресекал бесчинства малолетних дебоширов: «С постовым такого роста спорить запросто не просто!» Лишь выиграв конькобежное состязание, Дядя Степа «оттаивал», а починив светофор, зарабатывал новое прозвище и признавался почемучкам, подчеркивая каждое слово: «Я скажу вам по секрету, что в милиции служу потому, что службу эту очень важной нахожу. <...> Наш советский постовой — это тот же часовой!». Как же не разговориться с богатырем с соседнего двора, променявшим морскую романтику на постовую службу и в мирные годы хранящим верность воинскому долгу?
Плакатному, статному, близкому и понятному Степану некоторой живости-динамики добавила отличная партитура Александра Локшина. Озвучил чудо-милиционера знаменитый исполнитель «Подмосковных вечеров» Владимир Трошин, ребятишек — только-только начавшая сотрудничать с анимацией Клара Румянова, а за пионера-рассказчика речь вела Валентина Сперантова.
Однако главный секрет популярности Дяди Степы был известен лишь автору одноименной, в прямом смысле слова педагогической, поэмы. Сергей Михалков подарил нам богатыря-помощника, который не только спешил на выручку каждому, кто попал в беду, но и скрашивал городскую повседневность, поднимал ее на высоту, сообразную масштабу страны. Утверждал монументальный правопорядок, храня мир и покой честных людей — любого роста.
Глас народа
Мы собрали отзывы о мультфильме-юбиляре на просторах Рунета.
«Дядя Степа — милиционер» для меня лично — как большой привет из далекого и безоблачного детства. Рекомендую смотреть всем без исключения!»
«Любимый еще с детства мульт. Вот такие надо показывать детям, а то смотрят на всяких пикачу...»
«Я много раз смотрел его в детстве и сейчас не пройду мимо. Столько гордости за свою страну я еще ни разу не испытывал».
«Старая, старая сказка. Далекое детство. Чувства такие непередаваемые. Стихи замечательные, нарисован красиво...»
«Добрый наш милиционер Дядя Степа. Он и на коньках бегает, и от хулиганов защищает. Смотрю с умилением, так приятен этот мультик моему сердцу».
«А я помню, когда впервые посмотрела этот мультик. Признаться, у меня до сих пор стоит перед глазами образ правильного милиционера. Гордого, высокого и такого, рядом с которым чувствуешь себя в безопасности».
«Дядя Степа — милиционер», несомненно, понравится всем современным детям, а у родителей будет возможность вспомнить детство».
«Столько вопросов, изумления и восторга у детей я еще никогда не видела. Дяда Степа — супермульт, прекрасные стихи и рисунки великолепные, а главное, что понятен сюжет: зло всегда будет наказано. Теперь частенько ставлю своим детям. Прикольно и полезно. Проверьте на своих детях».
«Стихотворение про Дядю Степу у моего сына — самое любимое. Поэтому мультфильм про него мы тоже с удовольствием смотрим. Просто загляденье, а не мультфильм».
Точка зрения
Александр Гуров, писатель, политик, профессор, генерал-лейтенант милиции в отставке
Поэмы Сергея Михалкова про Дядю Степу стали любимыми для многих поколений наших соотечественников. В те времена, когда советские граждане впервые увидели мультфильм «Дядя Степа — милиционер», во многом формировалось нынешнее отношение общества к силовым структурам, представителям власти, и прежде всего к милиции. Обратите внимание на такое специфически российское обстоятельство. Пожалуй, нигде в мире детей не пугали и не пугают милицией (полицией). У нас же мамы, требуя от малышей послушания, зачастую грозили: «Вон, видишь, дядя милиционер стоит? Будешь шалить — он тебя заберет!» Не скажу, что такое происходило повсеместно, однако наш менталитет это в значительной степени характеризует. Многие из тех, кто рос на подобных страшилках, впоследствии действительно имели нелады с законом. Это был в корне неверный воспитательный посыл.
А мультфильм про Дядю Степу, напротив, заложил очень хороший кирпичик в основу нормального, правильного воспитания детишек, их будущего отношения не только к милиции-полиции, но и к власти вообще. Убежден, что люди, которые воспитывались на таких мультфильмах, не склонны к конфликтам с представителями закона и всегда найдут с ними общий язык, если, конечно, и те и другие опираются на нормы морали и права.
Хорошо бы, чтобы таких мультиков было как можно больше. И добрая, во всех отношениях позитивная «тема Дяди Степы» получила развитие. Может быть, стоит показать современным детям, как проявит себя великан Степан в трудных ситуациях XXI века? Ведь он наверняка поведет себя не агрессивно, доброжелательно, поможет всем, кто попал в беду. И обеспечит безопасность своей стране и своему народу.