Дело надо делать, господа

21.06.2019

Никита МИХАЛКОВ

С недавних пор стало «хорошим тоном», особенно среди журналистов и видеоблогеров, потешаться над невежеством молодых людей, над тем, что многие из них не знают элементарных вещей, касающихся истории, литературы, географии, родного языка. На мой взгляд, это совсем не смешно. Тем более что бедственное положение у нас не только в образовании, деградация затронула самые разные стороны жизни молодежи.

В конце ХХ столетия под руинами СССР было погребено многое из того, что составляло и его очевидные недостатки, и несомненные достоинства. В том числе — отлаженная десятилетиями система молодежной политики.

Лично мне нравилось в ней далеко не все: раздражала вездесущая пропаганда «ленинских принципов», в которые не верили даже сами пропагандисты, слишком неестественной казалась манера общения с подопечными «старших товарищей». И тем не менее со своими основными задачами — всеобщего обучения, гражданского воспитания, обеспечения всем необходимым для нормального досуга — государство неплохо до поры до времени справлялось.

Можно ли было в те годы, к примеру, предположить, что вооруженный, «разочаровавшийся в жизни» русский юноша однажды придет в техникум или школу и примется хладнокровно убивать соучеников и преподавателей? А разве кто-то мог себе представить, что спустя век после «республики ШКИД» у нас настанет «время АУЕ»? (Аббревиатура, означающая «арестантский уклад един», сегодня удивительно популярна у российских школьников; они копируют в своей среде иерархию уголовников-рецидивистов и даже собирают со сверстников взносы на лагерный «общак».)

Если бы в советское время мне сказали, что школьное образование из обязательного для всех превратится в некую «услугу», а воспитание подрастающих поколений станет исключительной прерогативой родителей, то я бы счел, что меня просто-напросто разыгрывают. То, что тридцать лет назад не могло присниться и в кошмарном сне, ныне уже почти никого не смущает.

К этой больной теме в своих авторских программах и выступлениях я возвращаюсь постоянно. Рассказываю, конечно же, и о том положительном, что есть в молодежной политике государства уже сейчас. На мое имя приходит огромное количество писем с откликами, в том числе от тех, кто способен реально влиять на положение дел в стране. Однако молодежные проблемы настолько серьезны, что говорить об их скором разрешении пока не приходится.

В прошлом году мне предложили стать наставником движения «Юнармия». Я сказал, что почту за честь, а собственную миссию вижу в том, чтобы ненавязчиво, понятным для современной молодежи языком передавать им свои знания, понимание родной истории, чувство причастности к многогранной культуре, великой литературе, героическому и самобытному пути, пройденному Россией за много веков, — то есть заниматься тем, что называется «патриотическим воспитанием».

Верю ли в конечный успех? Как сказал один из персонажей Чехова: «Надо, господа, дело делать». Будем следовать этому совету — все у нас получится.













Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть