Найти свое звучание

22.12.2018

Никита МИХАЛКОВ

2019-й по указу президента объявлен Годом театра. Надеюсь, это добрый знак для русской сцены и всех, кто к ней причастен. В России, подарившей миру блистательных Чеховых, Станиславского и Немировича, Толстого и Достоевского, Бунина и Горького, театральная жизнь должна удивлять не скандалами (как, к сожалению, это нередко у нас случается), а великолепными премьерами, умными и смелыми режиссерскими решениями, яркими актерскими ансамблями, взыскательной, но доброжелательной публикой. Наша интеллигенция всегда предпочитала вещи, которые поднимают над пошлостью, дурновкусием, а не окунают в них с головой. Настоящие театралы по-прежнему любят порассуждать о том, какой нравственный выбор ставит перед своими персонажами Антон Павлович, или почему его замечательный племянник, Михаил Александрович, уподобляет театральное действо симфонии.

Найти свое звучание — вот что самое главное. Например, много лет назад мне довелось ставить в Риме «Механическое пианино». Долго не получалось добиться от актеров «правды жизни», «проживания событий». Итальянцы играли, как в «Ла Скала»: попеременно выходили на авансцену, читали в статических позах выученные монологи и с чувством выполненного долга ретировались. Наблюдая это, я с тоской, почти отчаянием, думал: «Ка-та-стро-фа». Выручила идея — обратиться к школе Михаила Чехова. Посоветовал артистам представить себя инструментами симфонического оркестра.

«Вот вы, синьор, будете литаврами, а вы — флейтой, вам, синьора, неплохо бы сыграть роль виолончели, а вам — изобразить скрипку». После распределения «амплуа» сказал: «Пожалуйста, не говорите ни слова, а пропойте эту музыкальную фразу так, как ее исполнили бы литавры, флейты, скрипки...» Дело быстро пошло на лад. Артисты начали двигаться каждый по-своему, у них появилось нечто похожее на «психологический жест», голоса обрели более подходящие интонации, а реплики зазвучали естественно, в духе пьесы. Так один из методов великого русского артиста и педагога предотвратил почти неизбежный провал.

Наша школа, наш театр, сохраняя в себе лучшие классические традиции, давно и далеко ушли вперед по сравнению со всеми остальными, в том числе западными компаниями. Остается лишь не перебарщивать с новаторством, почаще задаваться вопросами: а как автор-драматург отнесся бы к вольным экспериментам с его произведениями; правильно ли мы трактуем то или иное его высказывание?

Хочу пожелать, чтобы этот год стал успешным для постановщиков и артистов, полным ярких откровений и сильных впечатлений для зрителей; чтобы у нас в стране происходило меньше серьезных конфликтов, а появилось больше добротных, эффектных спектаклей.

Пусть этот Год театра подарит вам, дорогие читатели, много-много радостных событий.


Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть