Осторожно: гапоновщина
29.07.2017
Сентябрь: старт учебного года и высокого сезона в политике. Хотя на сей раз политическая активность не замирала и летом. «Оппозиция», решившая в предвыборном 2017-м обойтись без каникул, обратила на себя внимание какой-то особенной нечистоплотностью, опасной игрой в гапоновщину.
«Мой грех — это знаменитая петиция рабочих... Я ее написал по предложению Гапона, в полной уверенности, что она объединит полусознательную массу, поведет ее к царскому дворцу... Я толкал женщин и детей на бойню, чтобы вернее достигнуть намеченной цели. Я думал: избиение взрослых мужчин, может быть, еще перенесут, простят, но женщин, расстрел матерей с грудными младенцами на руках! Нет, этого не простят, не могут простить. — Пусть же идут и они! — говорил я себе. — Пусть они умрут...» Эти откровения Александра Матюшенского, автора «челобитной», с которой рабочие 9 января 1905 года, в день, печально известный как Кровавое воскресенье, шли к Зимнему дворцу, ранее у нас практически не цитировались.
Фантастические по своей бесчеловечности слова были зачитаны мною в одной из весенних программ «Бесогон-ТВ». Мы посвятили тот выпуск теме политических провокаций, а точнее, намеренного использования в массовых беспорядках несмышленых юнцов. Предостережения оказались не напрасными: это подтвердили события 12 июня.
В центре Москвы, на Тверской, проходил грандиозный фестиваль реконструкторов, приуроченный ко Дню России. Неожиданно в скопления людей, пришедших отдохнуть, посмотреть на праздник, — в том числе стариков, детей, женщин с колясками, врезается невесть откуда взявшаяся толпа. Она истошно горланит заученные лозунги и прет вперед, сметая все на своем пути. В толпе много подростков и юношей допризывного возраста, их опьяняют азарт, шанс вволю побесчинствовать, желание проявить чудеса героизма в «борьбе с коррупцией».
Все это выглядит как нелепая фантасмагория. Однако она несет в себе очевидные риски, грозит вылиться во что угодно: чудовищную давку, силовое противостояние с крепкими мужиками-реконструкторами (а многие из них прибыли сюда с женами и детьми и, разумеется, встанут грудью на их защиту), в кровопролитные стычки с полицией...
Анализируя произошедшее — опять-таки в своей программе «Бесогон», — я призвал власть и общество адекватно относиться к тем, кто, пользуясь наивностью несовершеннолетних, их слабым знанием истории, возрастным максимализмом, толкает мальчишек и девчонок на бесчинства, насилие, грубые нарушения порядка. Новоявленных гапонов следует однозначно квалифицировать как преступников.
Нужно больше и чаще рассказывать юным — в СМИ, интернете, семьях, школах, училищах, вузах, — какова природа политических провокаций. Быть слепым орудием аморальных, циничных дельцов, преследующих исключительно личные интересы, — это не геройство, но глупость. За которую впоследствии будет мучительно стыдно.