Правда с любовью
21.01.2017
Под занавес 2016 года мне довелось выступить в Совете Федерации на парламентских слушаниях, посвященных стратегии государственной политики в области культуры. В своей небольшой речи под условным названием «Маски сброшены» я затронул тему оглушающей, бесстыдной лжи, потрясающего двуличия, лукавой полуправды — либо правды, сотканной из тенденциозно подобранных фактов. Всего, что направлено на искоренение национального самосознания, с чем мы постоянно сталкиваемся в публичных спорах об истории России. На большинство людей зрелых, опытных, проживших долгую жизнь, подобные аргументы не действуют, однако наши юные соотечественники могут принимать их за чистую монету.
В тысячный раз я произнес слова, когда-то услышанные от одного замечательного старца: «Жестокая правда без любви есть ложь». Эта емкая, многое объясняющая фраза давно стала моим кредо, ибо она — не абстрактная метафора, но правило, которым надо руководствоваться и в политике, и в культурной жизни, и особенно в образовании, воспитании подрастающего поколения.
Ни один патриот в здравом уме и твердой памяти не скажет, что в летописи Отечества не было мрачных, темных страниц. Но знаем мы и то, что в «царстве вечной несвободы», как характеризуют Россию либералы, творили поразительно талантливые, чрезвычайно свободолюбивые писатели, композиторы, художники, ученые, за него, за это царство-государство, сражались гениальные полководцы и самые стойкие в мире солдаты.
Так вот, если мы по-настоящему любим нашу страну, то, осознавая жестокую правду о страшных событиях ее истории, делаем все от нас зависящее, чтобы те никогда не повторились. И наоборот, если любовь к Родине, сопричастность ее судьбе уступают место политическим амбициям, меркантильным интересам, реваншизму, зависти, то рьяные оппоненты, разбившись на лагеря, норовят выставить на всеобщее обозрение свою маленькую правду.
Споря о революциях 1917 года, спешат разделиться на красных и белых и тут же начинают новую войну, к счастью, пока лишь виртуальную. Рассуждая о репрессиях послереволюционного периода, не столько скорбят по невинно убиенным, сколько шлют проклятия ЛЮБОЙ сильной и самостоятельной государственной власти, а вместе с ней и «этому рабскому народу, веками гнущему перед ней спину». Со странным упоением перечисляя беды и нестроения тысячелетнего прошлого и отчасти тревожного настоящего, делают выводы — от панического «пора валить» до шизофренического «мы здесь власть». И все эти частные, мелочные правды, построенные на глобальной нелюбви, дают в итоге кривую, искаженную картину нашей общей жизни.
Нет и не может быть национальной культуры без объективного понимания родной истории — прежде всего эту мысль я стремился донести до представителей верхней палаты российского парламента. Мне показалось, что слова мои были услышаны.
Комментарии (2)
-
-
Владимир 03.02.2017 20:50:29
Никита Михалков занимает единственно верную позицию в области оценки нашей культуры и истории, находящуюся в русле всей русской историографии и культуры. По поводу "революций 1917 года", что нам делать: плакать или ликовать, я дал такой комментарий на статью В. Мараховского:
"Ни официального плача, ни официального ликования"
============
Но не потому, что политических "наследников" не осталось, по утверждению автора, а совсем по другой причине. Не осталось м ы с л и т е л ь н ы х наследников, как Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, В.О. Ключевский, Н. Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев. Просто современные умы до такого уровня развития не дозревают. Что-то похожее напоминает по уровню В.Т. Третьяков. Общество нуждается не в официальном "плаче" и/или "ликовании", а в официальном - п о н и м а н и и.
-
-
Волков 08.02.2017 11:34:33
Владимир:
«…По поводу "революций 1917 года", что нам делать: плакать или ликовать, я дал такой комментарий на статью В. Мараховского:
"Ни официального плача, ни официального ликования"
============
…. Общество нуждается не в официальном "плаче" и/или "ликовании", а в официальном - п о н и м а н и и».
____________________________________________________
С.Е. Нарышкин:
«Речь идет о сложном и драматическом процессе, продолжавшемся с 1917-ого по 1921-й год, этапами которого являются февральская революция, корниловский мятеж, выборы в учредительное собрание, Октябрьская революция и, наконец, Гражданская война. В таком контексте события столетней давности могут называться Великой российской революцией»
(Виктор Мараховский, «На Линии», «К грядущему столетию Революции»)