Юбилей без праздника
21.12.2016
В наступающем году мы будем отмечать столетие обеих революций 1917-го. Именно «отмечать» — расставлять вехи с учетом современного знания, обсуждать, всесторонне рассматривать. Но не праздновать. Каких-либо массовых торжеств закономерно не предвидится. А вот идеологические споры наверняка возникнут нешуточные. Кто-то станет привычно говорить о всемирно-историческом значении Октября, о советской эпохе, ее главных героях и великих достижениях. Другие не преминут указать на недолговечность этого периода, а значит, на его недостаточную «всемирно-историческую» состоятельность. Третьи — всем известные силы — возьмутся доказывать, что России как царству «извечной несвободы» мог бы принести исключительное благо Февраль 17-го, если бы им, этим Февралем, все социальные катаклизмы в стране и ограничились.
Не вижу особого смысла участвовать в таких дискуссиях, ибо в них обсуждаются обыкновенно следствия, а не причины. Со своей же стороны предлагаю подумать над всего лишь двумя, казалось бы, очевидными до банальности вещами. Первая отражена в знаменитой столыпинской фразе: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России».
Не дали... Как раз потому, что в этих словах Столыпина была абсолютная правда. Его убили не террористы, не сумасшедшие. Хотя не суть важно, чьими руками он был застрелен. Гораздо принципиальнее то, что через два десятка лет «покоя внутреннего и внешнего» Российская империя неизбежно превратилась бы в самую могущественную во всех смыслах державу мира: с сильной промышленностью и развитым сельским хозяйством, передовой наукой и самой прочной в мире валютой, мощнейшей армией и быстро растущим населением, сохранив при этом прежний государственный и общественный уклад.
Второе соображение связано с личным взглядом на революционные и последующие события. Как режиссер, проникая в художественный образ, я всегда старался мысленно поставить себя на место своего героя, понять, каково ему было бы в той или иной жизненной ситуации. Вот и спорщикам, абстрактно рассуждающим о событиях столетней давности, предлагаю задаться вопросами: «Вы и ваши близкие хотели бы испытать на себе «острые ощущения», присущие 1917-му, Гражданской войне, периоду коллективизации, времени «чисток»?.. И если у вас вдруг возникло такое желание, то на чьей стороне предпочли бы оказаться? Готовы ли морально к тому, что жребий судьбы может быть к вам крайне беспощаден?» Это не пример досужего самокопания, а самая простая и понятная позиция по отношению к тем ужасам, которые пережила Россия в первой половине XX века.
Вековые юбилеи, которые нас ждут, для кого-то будут окрашены в цвет кумача, для кого-то, возможно, — в темные тона. В любом случае тут нет оснований для веселого праздника. Зато масса поводов для серьезных размышлений. Например, о том, что обвал 90-х — тоже во многом результат Октября, его конечный итог. И если в 2017-м мы не откажемся от честной работы ума и души, надеюсь, Господь избавит наше Отечество от глобальных потрясений в будущем.

№46
«Свой» I