В поисках истины
21.10.2016
Бесконечные споры о национальных путях, судьбах родины можно свести, как мне видится, к простому вопросу: мы принимаем взгляды, убеждения наших гениальных писателей, философов, полководцев, святых праведников, берем во внимание их подлинные мировоззренческие установки? Или же замечаем там лишь то, что в данный момент «выгодно»? Согласившись с тем, что Россия до 1991 года была царством кромешной тьмы, Александра Сергеевича Пушкина, например, очень легко задним числом определить во враги монархии. Кто-то так и поступает, цитируя его честный и якобы исчерпывающий ответ на вопрос Николая I: «Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?..» — «Стал бы в ряды мятежников». Хотя по другому, куда более правдоподобному свидетельству, Александр Сергеевич к тому признанию добавил: «Одно лишь отсутствие (на Сенатской площади) спасло меня, за что я благодарю Бога!»
Заметьте, Пушкин был благодарен Создателю за то, что Тот уберег его от участия в мятеже. А разве не говорят о подлинных воззрениях поэта слова о нежелании «переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков» или его же вещая фраза: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»?
Еще больше «повезло» в этом смысле Достоевскому. Его — пророка, человека, недвусмысленно предрекшего и тщетность наших надежд на нерушимое единство с некоторыми народами, спасенными нами от поголовного уничтожения, и разгул бесов в России, и многое-многое другое, — на Западе, а равно в отечественных не обремененных образованностью кругах многие воспринимают как автора одного «триллера» — «Преступление и наказание». Плюс нескольких странных драм, где, конечно, есть секс, насилие, убийства и прочие «занимательные вещи», но далеко не все понятно с моралью...
А ведь Достоевский обращался в своих произведениях не столько даже к своим современникам, сколько к потомкам, в том числе к нам, ныне живущим. Только вдумайтесь в его знаменитую фразу: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Какова сегодня доля людей — как в нашей стране, пережившей эпоху атеизма, так и в остальном условно христианском мире — всецело, умом и сердцем признающих такую тождественность?
Ради своего интеллектуального, духовного, эстетического развития мы должны изучать наследие Достоевского и других национальных гениев в первую очередь не по фильмам (и уж тем более не по всевозможным «комиксам»). А по собраниям сочинений, в которых — отмечу особо — едва ли не самую важную роль играют дневники. И тогда, поверьте, откроется много нового и удивительного.
Комментарии (1)