Казус «Грибоедова»
18.03.2016
В относительно стабильные для государства и общества годы пропагандисты либерального толка любят будоражить коллективное сознание пугающим: «Если вы не интересуетесь политикой, то политика заинтересуется вами». Сегодня подобные фразы практически не звучат. После майдана на Украине, воссоединения Крыма с Россией, попытки — уже очевидно бесплодной — задушить нашу страну всевозможными санкциями, резкого падения цен в сфере энергоресурсов объяснять россиянам, что представляет собой большая политика, совершенно излишне. Каждый из нас, продолжая жить собственной жизнью, все острее ощущает себя частью глобального мира. Стремительно меняющегося и весьма неспокойного.
Картину про Александра Грибоедова я задумывал снимать еще в 1980-е годы — на территории Нагорного Карабаха. Но тут начались всем известные «геополитические процессы», которые не только заставили свернуть работу над фильмом, но и во многом определили незавидную судьбу нашей Родины, СССР. Вернувшись к замыслу сравнительно недавно, я подобрал подходящие для съемок площадки в Турции, и — снова дала о себе знать большая политика. Справедливое вмешательство России в сирийскую войну привело к конфликту, грубо спровоцированному турецкой стороной. Нам опять пришлось искать натуру, которая бы наилучшим образом соответствовала сценарию «Грибоедова».
Однако эти совпадения поражают меньше, нежели политические параллели, бросающиеся в глаза при сопоставлении двух совершенно разных, разделенных веками эпох.
Глава русской дипмиссии в Тегеране Александр Грибоедов был растерзан в начале 1829 года не в результате стихийного шабаша исламских фанатиков, как нас уверяли историографы. Еще тридцать лет назад мы, в процессе работы над сценарием, поняли, что эта гибель — не случайность, а спланированное убийство. Обнаружили документы, подтверждающие, что министр иностранных дел граф Нессельроде был резидентом английской разведки. К расправе над Грибоедовым привел подготовленный англичанами заговор. Они стремились втянуть Россию в еще одну тяжелую войну (помимо уже шедшей в то время русско-турецкой), максимально ослабить и выдавить ее из ключевого, стратегически важного региона.
За последние два века способы разжигания глобальных войн и «революционных восстаний» у наших геополитических противников не изменились: все те же провокации, подстрекательства агрессивных толп, ставка на хорошо подготовленную прозападную агентуру.
В том, что начать съемки «Грибоедова» мне не удалось ни в Карабахе много лет назад, ни в Турции в конце минувшего года, я увидел для себя некий знак. А может, этот фильм надо снимать именно там, где в реальности разворачивались кульминационные, самые трагические события? Благо российско-иранские отношения ныне как будто совсем неплохи...