В поисках героя
19.01.2016
Последние десятилетия мы довольно часто слышим сетования по поводу того, что живем в абсолютно негероическое время. Мол, герои у нас то ли окончательно перевелись, то ли представляют теперь крайне редкий, исчезающий вид.
Полагаю, это не соответствует истине. Да, на рубеже столетий, в девяностые и нулевые, у нас насаждалась тотальная дегероизация. Свергали с пьедесталов кумиров прошлого — порой заслуженно, гораздо чаще — несправедливо и практически всегда — необдуманно. Высокие образцы перестали внедряться в умы и души юного поколения. Сами образовательные программы формировались с целью (дословно цитирую одного из руководителей Минобра) «вырастить квалифицированного потребителя». Но теперь это уже — прошлое и, надеюсь, безвозвратное.
А что в настоящем? Не стану в очередной раз останавливаться на событиях, которые сравнительно недавно воодушевили, без преувеличения, всю нацию. Поделюсь одним личным и крайне важным для меня наблюдением. В декабре 2015-го мне довелось побывать в Кремле на церемонии награждения особо отличившихся соотечественников. Там было много достойных людей, тех, кто составил бы славу любой страны мира. Золотую Звезду Героя России получал полковник Серик Султангабиев. Этот невысокий офицер подошел к президенту, сильно хромая. В сентябре 2014-го на учебных стрельбах он накрыл своим телом гранату с выдернутой чекой, выроненную молодым солдатом. Полковник спас его, заведомо жертвуя — не рискуя, а именно жертвуя! — собственной жизнью. Произошло чудо, бронежилет сохранил Серика Султангабиева. Он получил тяжелейшие ранения, перенес множество операций и теперь мечтает снова встать в строй.
Ту роковую сцену хороший литератор, наверное, мог бы описать на десятках страниц: секунды до взрыва, последние мысли и чувства русского офицера, ужас на лицах свидетелей внезапной трагедии... Я же приведу слова Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». В этом как раз и заключается суть величайшего героизма, национального феномена, который в нашем народе вытравить, искоренить невозможно.
Я с нетерпением ждал, когда покажут по какому-нибудь центральному телеканалу более или менее подробный сюжет, посвященный полковнику Султангабиеву. К радости своей, дождался: ведь у нас если чего-то нет «в телевизоре», то этого как бы и не существует вовсе. Проблема в том, что о настоящих подвигах, актах самопожертвования, совершаемых нашими согражданами, страна узнает далеко не всегда. Думаю, как раз в этом направлении и надо действовать, чтобы число скептиков и пессимистов, которые жалуются на «отсутствие героев» в наше время, существенно уменьшилось.