Футбол против геноцида
07.10.2014
Минувшим летом в России, и в частности в Крыму, вновь побывала большая группа юных сербов из «независимого» Косово. Такие поездки вот уже третий год подряд организуют наши патриотические благотворительные организации. Прежде всего Союз русского и сербского народов. Как и почему зародилась новая традиция, рассказывает руководитель Союза, иконописец Роман Илюшкин.
Обитель
На умытой кровью, наполненной костьми тысяч убиенных за Христову веру земле Косово есть место, где время как будто останавливается. Настолько тут все исполнено святой тишиной и благодатью. Это церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница. В одноименном селе, окружающем храм, живет известная здесь семья Поповичей. Несколько веков их предки по мужской линии служили в обители священниками. Семейное предание хранит скупое упоминание об одном из них — протоиерее Стефане Поповиче, тайно отравленном турками-османами.
Несколько лет назад в селе Грачаница был убит сербский юноша из того самого рода священнослужителей. Убит теми, кто испытывает здесь непреходящую ненависть ко всему сербскому и ко всему славянскому...
У входа в обитель уже 15 лет несут караульную службу натовские солдаты из международного — так называемого «миротворческого» — контингента. За массивной стеной, обнесенной колючей проволокой, — та самая Благовещенская церковь, возведенная в первой четверти XIV века сербским властителем королем Милутином. Этот шедевр сербской средневековой архитектуры сегодня охраняется ЮНЕСКО. Вокруг обители, на пологом плоскогорье Балканской гряды привольно раскинулось большое село с крытыми черепицей домами, садами и виноградниками. Еще недавно эта земля была сербской. С февраля 2008 года, после самопровозглашения в Косово албанского государства, все сербы, проживающие тут испокон веков, стали изгоями.
Выстрел в спину
В ту последнюю в своей жизни июньскую ночь семнадцатилетний Димитрий Попович вместе с приятелями долго гулял по родному селу, радуясь наступлению каникул. Он успел окончить второй курс Медицинской школы в Грачанице, куда во время натовских бомбардировок 1999 года учебное заведение было переведено из соседней Приштины, стародавней столицы Косовского края. Перед тем как разойтись по домам, ребята решили подкрепиться, купив по бутерброду в крошечном сербском придорожном кафе. Димитрий вызвался угостить друзей и зашел в киоск. Смерть подкралась неожиданно — на тихо подъехавшей белой «ауди» с косовскими номерами. Опустив боковое стекло, убийца сквозь витрину кафе из автомата АК-47 выпустил четыре пули. Одна из них попала Димитрию в затылок...
Возмущение сербов было настолько велико, что замять дело албанской стороне и ее заокеанским покровителям впервые (и по сию пору этот случай остается в своем роде единственным!) не удалось. На суде убийца заявил, что жалеет только об одном: у него очередной патрон заклинил в стволе, и он смог убить лишь одного серба. Отпевали Димитрия в древней церкви Благовещения. После панихиды по убиенному старый епископ Косово-Метохийский сказал: «Сейчас неделя святых. Господь пожелал на этот праздник причислить к лику святых и нашего Димитрия…»
Цветы и турнир
В центре села Грачаница, прямо у дороги и неподалеку от монастыря, рядом с внушительного вида зданием косовской полиции стоит изящная часовня. Она сложена из тесаных блоков пористого природного камня и похожа на уменьшенную копию какой-нибудь сербской старинной церкви. Если открыть входную дверь, то можно увидеть портрет Поповича, всегда окруженный цветами. Рядом — открытка с изображением трех оптинских монахов-новомучеников, сербский флаг и два футбольных вымпела. На полу часовни — поминальная свеча. Пока она горит, жива народная память о невинных жертвах террора, обрушившегося на сербскую землю, надежда сербов на лучший исход и, конечно, православная вера в народе сербском на Косовом поле.
Каждый год на скромные средства, собранные семьей Димитрия Поповича, — что называется, с миру по нитке — в селе Грачаница устраивается футбольный турнир памяти юноши. Как и все сербские ребята, Димитрий очень любил футбол. На закрытии турнира игрокам и болельщикам, прибывшим из разных стран, по сложившейся традиции зачитывают письмо Никиты Михалкова. Как же радуются сербы, когда слышат эти слова из братской для них России! Более того, главная и самая желанная награда этого первенства — поездка лучшей команды в Россию.
От Сергия — к Невскому
Первая подобная поездка состоялась в начале августа 2012-го. Победители турнира прилетели рейсом «Аэрофлота» — благодаря помощи все того же Михалкова. Возглавил делегацию Драголюб Попович, отец погибшего Димитрия. Из Шереметьево-2 гости были доставлены в Сергиев Посад и поселились в доме отдыха. Назавтра мы первым делом повезли их в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Историки утверждают, что Троицкий храм, где на протяжении веков покоятся святые мощи основателя обители, был построен в 1422 году сербскими зодчими, нашедшими на Руси свое спасение от жестоких преследований турок-осман, поработивших Сербию почти на пятьсот лет.
На следующий день паломники из Косово поехали в древнерусский Переславль-Залесский. Именно здесь когда-то родился и вырос благоверный князь Александр Невский, легендарный святой защитник русской земли. Когда возвращались в Сергиев Посад, я заметил некоторую грусть на лицах сербов. Один из них произнес: «Вы в России должны быть счастливы потому, что тут можно идти и ехать куда хочешь. А мы, когда выбираемся из наших сел, постоянно опасаемся за свою жизнь».
Еще перед поездкой в Россию наши сербские друзья единодушно поддержали идею провести футбольные встречи в Сергиевом Посаде и Цхинвале. Когда я по телефону рассказал об этом директору Цхинвальской школы-интерната для детей-сирот Роланду Тедееву, он, не раздумывая, пригласил нашу спортивную делегацию к себе. Решено было сначала провести матч в Цхинвале и приурочить его к приближающейся четвертой годовщине со дня начала грузинской агрессии против Южной Осетии, а уже затем, по возвращении в Россию — в городе преподобного Сергия Радонежского.
В Цхинвал
По пути из аэропорта во Владикавказ мы сделали остановку в Городе Ангелов — так называют мемориальное кладбище, где похоронены жертвы бесланской трагедии 2004 года. Около могилы с портретами двух девчушек нам встретилась седая осетинка, которая, сдерживая слезы, рассказала, что здесь лежат ее внучки, ученицы начальных классов. Они вместе погибли в захваченной террористами школе. Как же понимал эту женщину Драголюб Попович, потерявший в Косово младшего сына, и как понимали ее юноши, ставшие на своей родине свидетелями натовских ракетных атак и настоящего геноцида сербского населения со стороны боевиков террористической Армии освобождения Косово...
Из Владикавказа мы долго ехали по пологому плоскогорью, скалистым предгорьям, мимо утесов Кавказской гряды. На территорию Южной Осетии прибыли через четырехкилометровый Рокский тоннель, напрямую связывающий Россию с новообразованной республикой. Именно по этой высокогорной артерии, вырубленной в скальном монолите, пробивалась в августе 2008 года к осажденному Цхинвалу российская армия...
Делегация посетила цхинвальскую городскую среднюю школу №5, чтобы почтить память жителей города, погибших в дни варварских обстрелов 2008-го. На ступени кладбищенской часовни, рядом с памятными венками расцветки российского и югоосетинского государственных флагов возложили букет алых гвоздик, памятный вымпел футбольного турнира в Косово и медаль с портретом сербского юноши, убитого террористами. Потом гостей повезли к мемориалу жертвам грузинской агрессии — десяткам сожженных легковых автомобилей, в которых люди погибали от прямых попаданий снарядов. Артиллерия режима Саакашвили била прямой наводкой по мирным жителям, когда те пытались выехать из города, спасая себя и свои семьи. На обочине шоссе увидели еще один памятник — скульптуру женщины, прижимающей к себе ребенка. На этом месте грузовик, вывозивший женщин и стариков из горящего Цхинвала, попал в засаду. Когда бандиты открыли автоматный огонь по безоружным людям, все, кто был в открытом кузове машины, постарались заслонить мать с ребенком. Та в свою очередь накрыла собой дитя. Погибли все, кроме младенца... В молчании стояли сербы у бронзового монумента — и, видимо, вспоминали что-то похожее, то, чему свидетелями они были на родной земле... Импровизированный обед для делегации устроили на берегу стремительной горной реки, в поросшем густым лесом ущелье. Более всего запомнились знаменитые осетинские пироги и чистая ключевая вода. Но сначала все поднялись по специально сделанной лестнице по лесистому склону к пережившей века небольшой христианской церкви и зажгли здесь свечи. Помню, кто-то из сербов сказал, что здесь, на древней земле Южной Осетии, такие же красивые горы, леса и реки, как в Косово, и такие же древние храмы.
Полные впечатлений мы возвращались в Цхинвал — на долгожданный матч. Когда приехали на стадион, в глазах сербов, увидевших огромное футбольное поле, засветилась детская радость. У себя на родине они вынуждены играть только в мини-футбол; все крупные спортивные сооружения теперь в руках новых хозяев Косовского края. Перед началом игры прошло торжественное построение сербской и югоосетинской футбольных команд. Вслед за вступительным словом о необходимости единения народов, переживших войну, над стадионом подняли государственные стяги республик Южной Осетии и Сербии. Матч прошел очень динамично, сыграли вничью — как говорят в таких случаях, победила дружба. По окончании прозвучали замечательные слова: «Сегодняшний товарищеский, а точнее, братский матч, имеет историческое значение для югоосетинского народа и сербов Косово. Спортсмены Сербии и Южной Осетии участвовали в состязании, которое послужит на долгие годы ориентиром на пути к миру и созиданию».
На следующий день мы были приглашены на концерт, приуроченный к Дню независимости Республики Южная Осетия. На сцене заполненного до отказа городского Дома культуры выступали осетинские песенные и танцевальные коллективы. Уезжать из гостеприимного Цхинвала, где к сербам отнеслись как к братьям, нам не хотелось. Но впереди ждал еще один, теперь уже российско-сербский товарищеский матч в Сергиевом Посаде.
Горящая свеча
Среди гостей присутствовал чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербия в России Славенко Терзич, который поблагодарил всех россиян, помогающих в организации этого замечательного международного состязания, в деле укрепления исторических связей наших братских народов.
На футбольном поле в одну шеренгу, плечом к плечу, встали сербские и российские спортсмены. Прозвучали гимны, над стадионом взвились государственные стяги двух стран. Гости сумели одержать верх. После награждения участников сербские и русские юноши обнялись, поздравив друг друга с хорошей игрой.
Перед отъездом сербы вновь пришли в обитель преподобного Сергия Радонежского, чтобы еще раз приложиться к святым мощам и испросить молитв о долгожданном мире на косовской земле. Помню, один из спортсменов, возжигая перед иконой Троицы свечу, тихо сказал: «Пока идут русские люди к гробу преподобного Сергия, будет жить Россия. И никто ее не одолеет, если мы будем вместе».