«Имя Ей будет Мария»

21.08.2019

Валерий ШАМБАРОВ

Из всех двунадесятых праздников Рождество Пресвятой Богородицы в церковном календаре идет первым. Это первенство, надо полагать, не случайно, и дело здесь не только в том, что новый год на Руси когда-то начинался в сентябре. До того как человечеству явился Спаситель, в мире людей уже пребывала Матерь Божия. То есть история христианства началась, по сути, с появления Той, что родила Иисуса Христа.

Ежегодно 21 сентября православный люд отмечает праздник истинной веры, ее торжества над ограниченной человеческой логикой и пресловутым рационализмом, над страданием и отчаянием, несчастьями и немощами, осуждением и поношением. И даже над безжалостным временем. Это еще и день семьи, супружеской любви, которая с Божией помощью ведет к любви неизмеримо более высокой — небесной.


Без вины виноватые

Смысл праздника открывается в истории святых Иоакима и Анны. Православная церковь почитает их как богоотцов, хотя для своих современников они были простыми, ничем, в сущности, не выделявшимися пожилыми людьми, да еще и из города Назарета, считавшегося «захудалым». При том, что оба могли бы гордиться своими предками: муж — из рода царя Давида, жена — первосвященника Аарона.

Высший Промысел соединил в их браке два начала сакральной власти — монаршее и духовное. Супруги отличались глубокой набожностью. Были воспитаны в настоящей, искренней вере, прочной семейной традиции, что видно хотя бы по их родственникам: например, племянница св. Анны — праведная Елисавета, будущая мать Иоанна Крестителя.

В те времена потомков героев Ветхого Завета было много, на высокое происхождение особого внимания не обращали. А праведность и милосердие, если они непоказные, зачастую бывают сокрыты от посторонних глаз. Супруги прожили в браке полвека и остались бездетными. В столь преклонном возрасте рождение ребенка, по человеческим понятиям, однозначно исключалось ( иудеи причисляли бесплодие к явным признакам Божиего гнева): значит, где-то втайне от всех нагрешили.

Годами, десятилетиями супругам приходилось терпеть косые взгляды, перешептывания, сплетни, распускаемые за глаза, а то и открытые насмешки. Но однажды терпению пришел конец. Иоаким понес дары в Иерусалимский храм, и некий Рувим посмел бросить в лицо почтенному старцу: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ты ведь не достоин, как ты бесплодный!» Мало того, первосвященник принял сторону наглеца, запретил праведнику принести жертву, заявив: «Ты не создал потомства Израилю».

Обида и горе Иоакима были столь велики, что он прямо из храма, не возвращаясь домой, ушел в пустыню. Наложил на себя строгий пост, проводил время в беспрестанных молитвах. Когда об этом сообщили Анне, она духовно присоединилась к мужу. Обливаясь слезами, тоже стала горячо и усердно молиться. Виновной в бесплодии она считала себя (как бывает свойственно любящей жене, брала на себя любую вину, даже мнимую).

Радость мира

После многих дней и ночей, проходивших в покаянных молитвах и рыданиях, Анна вышла в сад, присела под деревом. И даже здесь ее беда напомнила о себе: в ветвях было гнездо, где пищали птенцы. Женщина вздохнула, наверное, всплакнула: «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости». Тем временем Господь уже услышал их молитвы. Перед несчастной явился Ангел — вестник Божий, и объявил ей: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее дано будет всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

Ангел предстал и перед Иоакимом, возвестил: «Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира». Повелел возвращаться в Иерусалим и в подтверждение своих слов предсказал: свою жену старец встретит у Золотых ворот. Так и случилось. Потрясенный Иоаким поспешил в город. Увидел там, где было указано, молившуюся супругу. Они обнялись после разлуки, обменялись рассказами о небесных знамениях...

Вскоре Анна зачала, и в положенный срок на свет появилась Девочка. Супруги истово благодарили Бога, принесли Ему богатые дары. Дочь назвали так, как было велено — Марией. Дали обет посвятить Ее Господу: это значило отдать в Иерусалимский храм, чтобы Она служила там до совершеннолетия.

Иоаким устроил большой пир, куда созвал первосвященников, старейшин и всех знакомых. Поднял перед всеми Девочку, просил благословить Ее.

Разумеется, еще никто из них не знал, не догадывался, что перед ними Пречистая Матерь Божия, уже получившая куда более высокое благословение, что прямо на их глазах началась цепь событий, ведущая к величайшей Тайне Спасения мира. Однако все, конечно же, понимали: свершилось великое, невозможное без участия Господа, посрамившее хулителей, очистившее от наветов и восславившее престарелых праведников, чудо. Так в первый раз исполнились слова Священного Писания: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это от Господа и дивно в очах наших» (Евангелие от Марка 12, 10). Данное пророчество исполнится и позже, когда воплотится в Самом Христе.

Миновало три года. Девочка сделала первые самостоятельные шаги, и это были шаги в храм. Отец и мать во исполнение обета пришли с Ней в Иерусалим. Поставили Ее на первую ступеньку храмовой лестницы, Она же неожиданно взбежала наверх, через все пятнадцать ступеней, даже не оглядываясь на родителей, как поступил бы любой ребенок — как к Себе домой! Присутствовавшие были ошеломлены, а будущий отец Иоанна Предтечи, первосвященник Захария по озарению свыше ввел Деву Марию в святая святых храма, куда сам имел право входить только раз в году (этому событию посвящена другая дата церковного календаря — Введение Пресвятой Богородицы во храм).

Осенины по-старорусски

Ее Рождество на Руси с древних времен было одним из самых любимых и почитаемых праздников, что закономерно, ведь в этот день пришла в наш мир Мать Иисуса Христа, главная Небесная Заступница, Помощница во всех бедах и напастях. Молитвы, обращенные к Ней в день Ее Рождения, считались особенно действенными, и весь православный народ собирался в храмах на торжественные службы. Если была возможность, отправлялись в церкви или монастыри, освященные в честь Рождества Божией Матери. Женщины ставили Ей особую свечу, которую готовили заранее, украшали ленточками, цветами. К нижней части крепили кусочек бумаги, на которой были записаны их нужды и просьбы. Внимательно следили за тем, какие из бумажек сгорят. Если вся превратится в пепел — значит Пресвятая Богородица поможет исполнить каждое прошение.

Этот день почитался и в качестве традиционного женского праздника, ведь отмечали Рождение самой великой из женщин в истории человечества, Той, что связала людей с Богом. Это был и праздник материнства, семьи, укрепляемой верой. Он совпадал с финалом цикла полевых работ, окончанием уборки большей части урожая. Поэтому его называли «оспожинками», а также «осенинами», то есть встречей осени. Еще сохранялись некоторые дохристианские обряды, передававшиеся из поколения в поколение, однако языческое содержание они утратили, наполнились новым, православным смыслом.

Или остались на уровне простонародных обычаев. Так, женщины выходили в праздничных одеждах на берега рек или озер, приносили с собой овсяные хлеб и кисель, пели обрядовые песни, просили: «Богородице Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!» Старшая из женщин делила хлеб, который скармливали домашнему скоту, чтобы был весь год удачным. Кое-где в глубинке сохранились следы древнего народного календаря — завершение сельскохозяйственных работ считалось началом нового года. По этому поводу гасили в избах «старый» огонь, а новый, «живой», добывали трением дерева или высеканием с помощью кремня. Сжигали прежнюю одежду детей, переодевали их в обновы, предварительно облив водой: чтобы оставить в прошлом году болезни, порчу и все ненужное, никудышное.

В деревнях Рождество Пресвятой Богородицы справлялось пирами-братчинами — одновременно с праздником урожая. В этот день не постились, а работать считалось грехом. Щедро накрывались столы, за них садилась вся сельская община. Но опять же земные радости подкреплялись и ограничивались требованиями веры Христовой. Крестьяне благодарили Небесную Заступницу за то, что помогла наполнить их закрома, молили не оставить их на следующий год Своею милостью. Иногда гуляли по три дня. Но хмельного буйства при этом не допускалось, ведь пьяными выходками немудрено оскорбить Пречистую, испортить Ее праздник, а наказание может отразиться на всей общине. Поэтому пиршество поддерживалось вполне благопристойное, за порядком строго следили старшие. По тем же причинам в праздник Рождества Божией Матери категорически запрещались нецензурная брань, ссоры, гнев и прочие непотребные вещи.

Покровительство материнству, семейной жизни со стороны Богородицы, а также праведных Иоакима и Анны, да и сама история Рождества Девы Марии, ознаменованная подвижничеством Ее родителей, отразились и в других народных обычаях. Бездетные женщины старались получше, повкуснее приготовить праздничные обеды для бедных и нищих, просили тех молиться о чадородии. Если женщина в этот день не подала милостыню или вообще отказала что-то попросившему у нее человеку, то считалось, что она рискует в ближайший год не зачать ребенка.

Люди верили, что праздник Рождества Божией Матери — благоприятное время для создания семьи, для венчаний, сватовства, смотрин. А недавно вступившие в брак молодожены должны были продемонстрировать, какая у них семья: приглашали в гости родственников, показывали, как налажено хозяйство. Жена угощала пришедших пирогом собственного приготовления. Родители и другие старшие давали свои наставления, советы. Если признавали, что семья ладная, на правильном пути, то преподносили подарки.

Богородица на поле Куликовом

Еще одно содержание великий праздник приобрел на Руси в 1380 году, когда в день Рождества Пресвятой Богородицы на Куликовом поле сошлись рати великого князя Дмитрия Ивановича и нечестивого Мамая. Схлестнулись в остервенелой рубке, кололи, резали, давили друг друга, рвали рты боевым кличем, воплями нестерпимой боли, корчились в предсмертной агонии. Русские воины поливали поле брани кровью, отдавали жизни за детей, жен, стариков, чтобы они жили в мире и спокойствии, радовались, трудились, взращивали новые поколения.

Вдохновляемая преподобным Сергием Радонежским вера одержала победу над математическими расчетами, «здравым смыслом», страхом, страданиями, злыми помыслами. Огромное войско Мамая, щедро профинансированное западными купцами-работорговцами, по всем раскладам должно было шутя растоптать нашу страну, еще на несколько веков опрокинуть ее в безысходное рабство, обратить в источник чужеземных прибылей, потоков живого товара на европейские и восточные рынки.

Бесчисленная армия вдруг оказалась посрамлена, истреблена и рассеяна, а воинов князя Дмитрия сплотил общий подвиг. На Куликово поле они шли москвичами, ярославцами, белозерцами, псковичами, владимирцами. Возвращались — русскими, преодолевшими удельный разброд, связавшими себя общей исторической судьбой. В той битве фактически родился новый народ. И это совпало с Рождеством Богородицы, Покровительницы Московской державы — новой Святой Руси. В кровавом боевом крещении Пресвятая Дева стала для нашей страны Крестной Матерью.




Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть