Народная богородица
30.10.2018
Православный тропарь взывает к Божией Матери: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице...» Подобное обращение встречается нередко. Например, в Молебном каноне монаха Феостирикта — его читают при подготовке к Святому Причастию, а также при всяких бедах, напастях, в душевных тревогах — есть слова: «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!..» В этом заключается чудесная сила Приснодевы — приносить людям радость в ситуациях, когда надеяться, казалось бы, не на что и не на кого. Это и отразилось в названии иконы.
Впервые чудо зафиксировано в 1688 году. Вдова Евфимия Петрова Папина лежала тяжело больной целый год. Ей было совсем худо, на боку открылась незаживающая рана. Никакие средства не помогали, женщина ждала смерти, но, будучи настоящей христианкой, постоянно молилась. И как раз во время молитвы 24 октября (по старому стилю) вдруг услышала Голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» Она удивилась: «Где же найти мне такую Целительницу?» И из ответа поняла, что с ней говорила Сама Богородица. Пресвятая Дева велела позвать священника с этой иконой и отслужить молебен с водосвятием.
Евфимия расспросила домашних и узнала, что в храме Преображения на Ордынке действительно есть искомый образ. Принесли икону, и после молебна больная исцелилась. Она была женщиной не простой, ей приходился родным братом Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (а в описываемое время он являлся ближайшим советником юного царя Петра). Поэтому свидетельства о случившемся немедленно были задокументированы. Икона сразу была прославлена как чудотворная, написано «Сказание» о ней, составлена церковная служба, а день, когда она явила свою силу, установлен праздничным. Молва о святыне быстро разлетелась среди верующих. В храм Преображения потянулись больные или попавшие в иные тяжелые ситуации, и многие получали помощь. В результате и сам храм на Ордынке получил в народе второе название, «Скорбященский», а в честь иконы освятили один из приделов.
На иконе, что сейчас хранится в храме на Ордынке, Пресвятая Богородица представлена в полный рост, в Царской короне, с Младенцем-Спасителем на руках. Выше — изображение Отечества (древний иконографический вариант Святой Троицы). По бокам — святые угодники во главе с преподобным Сергием Радонежским. А окружает Пресвятую Деву множество простых людей со своими недугами, бедами, проблемами. И ангелы повелением Богородицы помогают всем, раздают Ее милости и благодать.
Исследователи почему-то склонны связывать происхождение иконы «Всех скорбящих Радость» с западной художественной традицией, даже приписывают авторство чудотворного образа на Ордынке Ивану Безмину, работавшему в европейском стиле, датируя его создание 1683 годом. Хотя ряд очевидных фактов противоречит подобным заключениям. Да, похоже, что икона писалась специально для этого храма (одним из святых там изображен преподобный Варлаам Хутынский — на Ордынке был придел в его честь). Но упомянутое изображение Святой Троицы — Отечества после 1667 года не употреблялось. А в 1688-м чудотворный образ был уже древним и ветхим, после прославления его потребовалось укреплять вставками из кипарисового дерева.
Да и сама связь с западной традицией выглядит искусственной. Обычно икону «Всех скорбящих Радость» сравнивают с картинами «Мадонна во славе» Боттичелли и Фьорентино, «Непорочное зачатие Девы Марии» Мурильо и Рубенса, «Мадонна делла Мизерикордиа» Эль Греко и Сурбарана. Но на самом деле общее лишь то, что Богородица на этих произведениях изображена в полный рост. И рядом ангелы (в католической живописи больше напоминающие античных амурчиков). У Эль-Греко Она благословляет нескольких испанских грандов, у Сурбарана — монахов. Но ведь главный смысловой мотив, выделяющий икону «Всех скорбящих Радость», — толпа страждущего простонародья, тянущегося к Божией Матери и получающего от Нее блага по своей Вере и молитвам. В западной традиции такого «демократизма», такого равенства перед лицом Небесных Сил не было и нет.
Гораздо ближе по смыслу и композиции — икона «Живоносный источник», пришедшая на Русь из византийских православных канонов. А предания сообщают нам о чудотворных списках образа «Всех скорбящих Радость», гораздо более древних, чем московский. Например, в больницу Киево-Печерской лавры, согласно легенде, эту икону принес правнук Ярослава Мудрого, преподобный Николай Святоша (XII век). Список в вологодской тюремной больнице, по преданию, принадлежал преподобному Игнатию Прилуцкому (XV–XVI вв.). Хотя можно предположить, что название «Всех скорбящих Радость» изначально получали разные иконы — именно за то, что Пресвятая Богородица через них давала радость скорбящим. Так, Решневская икона на Волыни, прославленная чудом исцелений в 1650 году, представляет собой копию Иверской, но местное население величает ее и служит ей как «Всех скорбящих Радость».
А духовный путь московского образа из храма на Ордынке после чудесного явления стал распространяться по нашей земле. В 1710–1711 годах любимая сестра Петра I царевна Наталья, переезжая в Санкт-Петербург, заказала копию почитаемой иконы. Дальнейшие версии расходятся. Одни утверждают, что в Москве остался оригинал, а Наталья взяла список. Другие — что она увезла подлинник. Но в любом случае чудотворными стали обе иконы. Царевна поместила свой образ в домовой церкви на Шпалерной улице. Государь брал его с собой в Прутский поход против турок. Эта реликвия стала одной из первых святынь новой столицы России, получив известность многочисленными исцелениями.
Икону «Всех скорбящих Радость» очень чтила императрица Елизавета Петровна и повелела построить храм Преображения Господня и перенести в него «список царевны». А в 1768 году разразилась эпидемия оспы, образ носили крестным ходом для избавления от бедствия. Екатерина Великая решилась на очень рискованный по тем временам шаг. Первой в России, чтобы показать пример подданным, она приказала сделать прививку оспы себе и сыну, наследнику престола Павлу. Но перед этим Государыня отправилась помолиться к иконе «Всех скорбящих Радость». Помогала святыня и в других бедствиях, эпидемиях. Немало храмов в честь нее появилось в России после войны с Наполеоном. Ведь и скорбящих прибавилось: сколько людей были разорены вражеским нашествием, искалечены в боях, потеряли родных. И только Пресвятая Богородица могла поддержать. Утешить сирот и вдов, поднять на ноги инвалидов, дать силы отчаявшимся.
Росло и количество списков этого образа. Причем многие из них тоже становились чудотворными. Новые почитаемые иконы «Всех скорбящих Радость» появлялись в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Воронеже, Твери, Тобольске, Серпухове, Арзамасе, под Вологдой и в других местах. И, наверное, это не случайно. Пречистая Дева через Свой образ несет радость всем скорбящим. Повсюду. Стоит лишь обратиться к Ней искренне, с чистым сердцем. Она непрестанно подкрепляет слабую Веру людей новыми зримыми чудесами.
Самое известное из них случилось в 1888 году в деревне Клочки, на окраине Санкт-Петербурга. В часовню возле стекольного завода ударила молния. Вспыхнули стены, утварь. А когда пожар был потушен, обнаружили — икона «Всех скорбящих Радость» единственная не сгорела. Мало того, потемневшая от времени и копоти, она просветлела, и обновился изначальный облик. Кружку с пожертвованием молния разбила, но 12 медных монеток впечатались в икону. Доложили митрополиту, отслужили молебен, от образа стали происходить исцеления. Так появился новый вид иконы, «с грошиками». И опять отметим — Богородица явила чудо простым людям, рабочей бедноте. Приняла их более чем скромные пожертвования, медные «грошики». Но и власть не осталась в стороне. В восстановленной часовне в Клочках в 1893 году молился сам царь Александр III с семьей: поклонился чуду Божией Матери и рабочих «грошиков», пожертвовал деньги на строительство каменного храма.
Куда более страшная гроза пришла десятилетия спустя, когда свергли и убили царя, отбросили Небесное заступничество. Миллионы людей погибли, ослепленные соблазнами и химерами. Другие хлынули спасаться на чужбину. Голодные, нищие, отчаявшиеся и никому не нужные. К кому им было обращаться за помощью... Можно ли считать случайностью, что икона «Всех скорбящих Радость» пользовалась у эмигрантов особым почитанием? Храмы в ее честь освящались во Франции, Германии, Бельгии, Китае, Австралии.
В зарубежье появились свои чудотворные списки. Один из них известен в Скорбященской церкви Дома милосердия в Харбине. Cвященники обнаружили, что образ обновляется, темные краски на нем просветляются. У православной общины Харбина эта икона стала одной из главных святынь. Когда к власти в Китае пришли коммунисты, храмы закрывали, всю утварь конфисковывали. Но чудотворную икону «Всех скорбящих Радость» удалось спасти. Она была доставлена в США, находится в синодальном соборе Русской православной церкви заграницей.
Святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) проповедовал, что русская эмиграция несет важнейшую духовную миссию — распространение по всему миру Православия. Причем образ «Всех скорбящих Радость» был владыке Иоанну особенно близок. Он вырос в Харьковской губернии, там почитались два чудотворных списка этой иконы, Ахтырский и Чугуевский. Потом будущий подвижник (в миру Михаил Максимович) окончил Петровский кадетский корпус в Полтаве, но и здесь в кафедральном Успенском соборе славилась чудотворная икона «Всех скорбящих Радость».
В роду Максимовича был святой, митрополит Иоанн Тобольский (Максимович). В 1926 году, уже в эмиграции в Югославии, Михаил принял монашеский постриг с именем Иоанн — в честь своего предка и Небесного покровителя. Но и св. Иоанн Тобольский служил в начале XVIII века у чудотворного Тобольского списка «Всех скорбящих Радость» (не исключено, что он и привез икону в Сибирь). А одним из последних земных свершений св. Иоанна Шанхайского стало преодоление раздоров в православной общине Сан-Франциско и завершение строительства великолепного кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и упокоились нетленные мощи святого подвижника. А собор превратился в место паломничества людей со всего мира.
Конечно же, почитание этой иконы продолжается и в России. Хотя в периоды бурь и религиозных гонений часть святынь оказалась утраченной, другие поменяли свое местонахождение. Специалисты сбиваются со следа, какой список и куда сейчас попал. Нет даже однозначных ответов, вернулась ли в самый знаменитый Скорбященский храм на Ордынке прежняя икона или это копия? Является ли икона в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга тем самым «образом царевны Натальи» или списком с него? Хотя такие вопросы важны для историков, искусствоведов. А с духовной точки зрения эти детали несущественны. Мы молимся не краскам и доскам, а Божией Матери, подающей через икону Свою помощь и благодать. И Она по-прежнему подает. Всем нуждающимся, скорбящим, кто прибегает к Ней с покаянным сердцем, с чистой молитвой. «Надеждо ненадеждных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напутствуемых, заступление обидимых...»
Фото на анонсе: Патриаршее служение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»/Фото: patriarchia.ru