Сказитель земли Сибирской
24.12.2017
Елена МАЧУЛЬСКАЯ, Омск
В 2018 году на экраны должен выйти художественно-исторический фильм «Тобол», в котором рассказывается об освоении нашими предками обширных русских пространств за Уралом. О картине известно относительно немного, хотя уже сейчас за ней закрепилось довольно скандальное реноме. Достаточно сказать, что от работы над сценарием отказался автор романа писатель Алексей Иванов.
Тем не менее будем надеяться, что создатели ленты смогут показать достойный образ одного из главных героев — Семена Ремезова. Роль сибирского Леонардо, историка, писателя, картографа, художника, архитектора Тобольского кремля, автора бесценных летописей, а также философских статей о значении наук «для всякой человеческой вразумительности» исполнил Дмитрий Назаров.
Сын стрелецкого командира Семен Ульянович Ремезов никогда не был кабинетным ученым — биография у него весьма бурная. С юных лет он сопровождал отца в походах, не уставая поражаться бескрайности новообретенных земель, изобилию языков и народов. Участвовал в отражении набегов кочевых племен с территории нынешнего Казахстана, в столкновениях с немирными татарами, собирал ясак, основывал села, проводил перепись населения. Государеву службу начинал в Ишимском остроге рядовым казаком. Через 14 лет за усердие получил звание сына боярского и переехал в родной Тобольск.
Самоучка с энциклопедическими познаниями, Ремезов относил себя к тем «просточадцам», которые работают «философии разных наук употребляюще», искренне полагая при этом, что всеобщая грамотность покончит с распрями между людьми раз и навсегда. Одинаково интересовался «учеными сочинениями», притчами библейских мудрецов и произведениями устного народного творчества, отмечая: «Душам же свет — ученье книжное».
«Град именитый» Тобольск в конце XVII — начале XVIII века был центром края. Сюда стекались сведения обо всех сибирских областях. Однако эту разнообразную информацию — описания походов, планы с указаниями рек и острогов и многое другое — нужно было основательно обработать и обобщить. Только тогда она могла принести государству реальную пользу, помочь в освоении природных богатств, рассеянных по бескрайним просторам. Именно такое поручение распоряжением Сибирского приказа было дано в 1696 году талантливому чертежнику Семену Ремезову.
При участии сыновей Семена, Леонтия и Ивана он за несколько лет создал три замечательных сборника с рисунками: «Чертежную книгу Сибири», «Хорографическую чертежную книгу» и «Служебную чертежную книгу».
Семен Ульянович работал не только с накопленным материалом, но и продолжал собственные исследования на местности. К примеру, в 1703-м вместе с Леонтием составил «Чертеж земли Кунгурского города», дабы облегчить проведывание водных путей и наилучшим образом использовать те для перевозки уральского железа в Центральную Россию. Кстати, в кунгурскую экспедицию немолодой уже энтузиаст отправился по вешнему льду, не раз проваливаясь и едва не утонув.
Рукописная «Чертежная книга Сибири» — первый русский географический атлас, состоящий из 23 чертежей большого формата. На александрийской бумаге начертаны темно-лиловые жилы рек, охристые горные цепи и пунктирные линии дорог. Карты выполнены без градусной сети и ориентированы не на север, а на юг. Издание отличается обилием и детальностью собранных воедино данных. Специалисты некогда оценили его как «вершину географических достижений русских людей XVII века».
Параллельно с этой грандиозной работой в 1697–1698 годы Ремезов трудился над «похвалой» родному краю, получившей название «Уподобление Сибирские страны». Живописал так, как об этих землях никто прежде не сказывал.
В предисловии сообщил читателю, что Сибирь «не знаема бе и не описана до нынешнего лета».
Страны тогда было принято сравнивать с женщинами-красавицами. Но Семену Ульяновичу такое сопоставление виделось банальным, даже низким.
«Как ангел заочно служит богу, так и сибирцы... воюют своею кровию очистиша землю», — читаем у Ремезова. Тобольск в его сочинении — идеальный град «златоразрядный», «яко невидима тма свету, так Тобольским уроженцам кривовертящиеся нравы». Он вовсе не стеснялся громких, поэтически-витиеватых сравнений. Ведь за грядой Уральских гор, на востоке от европейской части Русского царства, лежала, как ему представлялось в часы вдохновения, страна безмятежного покоя и неисчислимых природных даров, бесконечно далекая от жестокой и бессмысленной суеты остальной России: «Паче всех частей света исполнена пространства и драгими зверми безценны, и торги, и приводы, и отводы преполны. Рек великих и средних заток и озер неизчетно, рыб изобилно множество и ловитвено, руд: злата и сребра, булату стали, красного железа, и укладу, и простова, и всяких красок на шелки, и каменей цветных много».
Он легко смешивал в одном тексте характерные приемы разных жанров. Здесь гармонично сочетаются возвышенная поэтика церковной литературы («Судбами божиими устроися, яко стена или град тверд, верхи имуще выше облак досягающе до небес!») с оборотами деловой письменности («а по смете верст недомыслимо како где»).
Книжный стиль в хвалебной песне соседствует с народным, и в этом причудливом узоре встречаются настоящие жемчужины, например: «Булатный лук — сибирский нрав».
Ритмизованная, местами рифмованная проза Ремезова напоминает речь сказителей былин, исполнителей исторических народных песен. Афористичный, яркий язык позволяет читателю довольно отчетливо представить «ангела мирна», прекрасного в своем спокойном величии.
Центральное место в обширном наследии Семена Ульяновича занимает знаменитая и в своем роде уникальная Ремезовская летопись, снабженная иллюстрациями. В ней повествуется о походе Ермака в Сибирь, ставшем и для этих земель, и для всей России судьбоносным. При ее написании автор использовал архивные материалы, устные рассказы пришлых и местных людей, летописные труды предшественников (к примеру, Саввы Есипова), результаты собственных исследований. В Ремезовскую полностью вошла Кунгурская летопись, оставленная после себя одним из ермаковцев, содержащая крайне ценные исторические, географические и этнографические данные.
Ремезов был замечательным для своего времени изографом, художником. Пробовал силы в иконописи, а в 1695 году разработал эмблемы для семи полковых знамен. Изготовил затем и сами знамена. Возможно, некоторые из них до сих пор хранятся среди стягов, присланных в Москву из Тобольска в начале XIX века.
Единственный каменный Кремль на территории Сибири также был воздвигнут при непосредственном участии Ремезова. Строительству предшествовала большая подготовительная работа — Ремезов обучался в Москве «строению каменных дел». После составил чертежи укреплений, рассчитал смету и начал строительство. Попутно занимался поисками извести, обеспечивал добычу глины, сооружение печей для обжига кирпичей и их производство, отвечал за снабжение рабочих, искал высококачественный песок и бутовый камень.
Вниманием сильных мира сего он обделен не был. В 1711 году в Тобольск прибыл первый сибирский губернатор князь Матвей Гагарин. Именно при нем по ремезовским чертежам строили важнейшие административные здания: Приказную палату, Гостиный двор. Семен Ульянович выполнил образцовый проект каменного дома для массовой частной застройки. В Тюмени, в Троицком монастыре по его чертежам возводилась Петропавловская церковь. Ремезов разработал не только планы металлургического Каменского завода, но и основные элементы технологии производившихся там артиллерийских орудий и ядер.
Когда и при каких обстоятельствах завершился земной путь сибирского Леонардо, доподлинно неизвестно. В родном городе он оставил о себе добрую память и белокаменный кремль на Троицком мысу, горделиво возвышающийся над Иртышом. Талантливому зодчему удалось органично вписать памятник архитектуры в естественную среду, сделать любимый им Тобольск одним из самых красивых городов Русской Азии.
«Кто хочет видеть нечто прекрасное в натуре, тот поезжай в Тобольск», — писали когда-то в историческом альманахе «Сибирский вестник».