Под пальмами Санкт-Петербурга
10.08.2015
Ирина МАККЕЙ, Флорида
Знаете ли вы, что у знаменитого города на Неве есть младший брат, вернее, тезка, на другом конце света, в американском штате Флорида? Когда и как появился он на карте США и что представляет собой сегодня?
Американцы любят громкие названия. Путешествуя где-нибудь в местной глубинке, поражаешься наименованиям населенных пунктов. Кажется, здесь присутствует весь набор имен крупных городов Европы. Амстердамы и Парижи, Вены и Стокгольмы так и мелькают, отражая ностальгические чувства американских переселенцев прошлых веков. Большинство этих поселков насчитывают от пары сотен до нескольких тысяч жителей, и ни сами они, ни те, кто их когда-то так нарек, зачастую неведомы никому, кроме ближайших соседей.
Впрочем, из правила есть исключения. Одно из таковых — город Санкт-Петербург в центральной части Флориды. Основанному в 1888 году, ему суждено было расти и развиваться, превращаясь в один из красивейших и популярнейших курортов США с населением, недавно достигшим четверти миллиона. Приятно сознавать, что в данном случае слова: «Здесь будет город заложён» (ну, или очень похожие) произнес при его основании наш соотечественник — Петр Алексеевич Дементьев. Кем же был этот удачливый тезка великого царя, какими судьбами попал он в далекую жаркую Флориду?
Будущий основатель американского города родился 165 лет назад в Тверской губернии, в состоятельной дворянской семье. Рано лишившись родителей, воспитывался в доме дяди, получил хорошее образование в Петербурге. К тридцатилетнему возрасту успел отслужить четыре года в лейб-гвардии, побывать предводителем дворянства и председателем съезда мировых судей, приобрести известность в качестве публициста. Уже тогда современники отмечали его острый ум, кипучую энергию, прекрасные деловые качества и организаторские способности. В начале 1881 года он в силу ряда обстоятельств принял решение отправиться в Америку.
Прибыв в Нью-Йорк с тремя тысячами долларов в кармане и твердым намерением добиться успеха, Петр Дементьев сменил имя на более привычное для американского уха — Петер Деменс — и решил попытать счастья на юге страны. В 1886-м, после нескольких лет упорной работы в строительстве, стал основателем и совладельцем компании, взявшейся проложить железную дорогу протяженностью более 240 км, пересекающую штат с севера-востока на юго-запад, до самого побережья Мексиканского залива. Этот чрезвычайно смелый по тем временам и успешный проект был завершен за два с половиной года. На побережье Деменс построил конечную станцию, депо, пирс и даже здание отеля. А само место назвал в честь тогдашней столицы Российской империи и любимого города юности — Санкт-Петербургом. Да еще и предложил план будущего города, основные контуры которого, кстати, хорошо просматриваются на современной карте.
Вскоре после этого вместе с прибывшей к нему из России семьей переехал в более подходящую для них по климату Калифорнию. А основанный им городок стал расти как на дрожжах. Выгодное расположение — на небольшом полуострове между Мексиканским заливом и заливом Тампа — в сочетании с развитой инфраструктурой способствовало бурному развитию рыбной промышленности и соответственно росту и процветанию города. В начале ХХ века местная компания по оптовой торговле рыбой ежедневно поставляла клиентам до полутонны продукции. К тому времени население Санкт-Петербурга достигло четырех тысяч человек. Тогда же сюда пришло электричество, а в 1904 году появился первый трамвай. Еще десять лет спустя между Санкт-Петербургом и соседней Тампой была открыта первая в стране коммерческая авиалиния, благодаря чему о городке узнала вся Америка. Современный Санкт-Петербург (местные жители называют его просто St.Pete — Святой Петя) — типичный южный город-курорт, удобный для жизни и гостеприимный для туристов. Славится максимальным количеством солнечных дней в году — 360 — и цепью городских парков длиной 11 км, проходящей вдоль побережья, считающейся третьей по протяженности во всей Северной Америке. Здесь растут королевские пальмы, обитают пеликаны, ставшие одним из символов города: изображение этой птицы красуется на флаге и гербе Санкт-Петербурга.
Американские журналы, посвященные туризму, регулярно включают его в число наиболее рекомендуемых мест отдыха. Но немало и тех, кто, приехав отдохнуть, решает остаться здесь навсегда. Из северных районов США сюда традиционно перебираются уставшие от многолетних холодов пенсионеры. Город нравится и молодым — хотя бы своими пляжами, которые часто называют лучшими в стране, и возможностью круглогодично заниматься многими видами спорта. В результате средний возраст нынешнего флоридского петербуржца — сорок лет.
На улицах города много молодежи еще и благодаря тому, что здесь расположен один из кампусов университета Южной Флориды, Санкт-Петербургский колледж и Колледж Эккерда. А еще — известная на всю страну школа журналистики, Институт Пойнтера. Кстати, ему принадлежит выходящая в Санкт-Петербурге газета «Тампа бэй таймс».
Не менее важная особенность современного Санкт-Петербурга, привлекающая как местных жителей, так и туристов, — насыщенная культурная жизнь. Именно здесь расположен, например, Музей Сальвадора Дали с самой крупной коллекцией его картин за пределами Испании, включающей «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба». Помимо этого, в городе работают еще шесть музеев, в том числе один для детей — под названием «Детская деревня». В концертных залах и на площадках под открытым небом днем, а иногда и ночью звучит музыка на любой вкус. Праздничная атмосфера привлекает людей искусства: здесь любят трудиться режиссеры. Такие известные ленты, как «Однажды в Америке» и «11 друзей Оушена», снимались именно в Санкт-Петербурге. Журнал «Американский стиль» в 2011 году назвал его «чемпионом в области культуры среди городов средней величины».
Отдельная и, конечно, особенно интересующая нас тема — русские в городе. Официальная статистика умалчивает о числе русскоязычных жителей Санкт-Петербурга. По неофициальным же оценкам, их общее число в городах и городках залива Тампа составляет около 10 000.
Присутствие русской диаспоры заметно ощущалось в Санкт-Петербурге еще с середины прошлого века. Эмигранты «первой волны» организовали тогда Русско-американский клуб, члены которого вместе отмечали праздники, устраивали концерты и танцевальные вечера, ставили спектакли по произведениям национальной классики. Инициатором создания клуба был профессор Университета Южной Флориды Анатолий Сокольский. Видный историк и публицист, он внес важные изменения в существовавшую до этого официальную версию возникновения Санкт-Петербурга, доказав, что настоящим основателем города был не Джон Уильямс, владелец части земель полуострова, а построивший здесь железную дорогу, депо, станцию, да еще и красивый отель уроженец России Петр Алексеевич Дементьев, принявший имя Петера Деменса.
Сокольскому пришлось выдержать настоящую борьбу с местными краеведами, но исторические факты доказали его правоту. В результате в 1970-х годах в городе был открыт парк имени Деменса с памятной табличкой, поясняющей его роль как основателя Санкт-Петербурга. (Оставим на совести авторов «Википедии» на английском языке то, что в статье об истории города они продолжают называть первым его основателем Уильямса, а уж затем, «сквозь зубы», упоминают Деменса, попутно «забыв» сообщить о его первом имени и происхождении.)
Важным духовным центром, объединяющим русских людей Санкт-Петербурга, была и остается православная церковь Св. Андрея. Как сообщил настоятель прихода протоиерей Игорь Шитиков, храм был основан в 1948 году несколькими семьями «старых» эмигрантов. За прошедшие десятилетия приход рос и пополнялся благодаря приезжавшим в город новым поколениям православных людей. В настоящее время богослужения посещают около ста прихожан. По субботам работает приходская школа, где преподаются русский язык, закон Божий, история и литература России. Гордость прихода — церковный хор, выпустивший уже два диска с песнопениями.
Весной 1995 года в городе произошло событие, не только изменившее жизнь русской диаспоры, но и оказавшее влияние на многих обычных горожан. Из Музеев Московского Кремля в город прибыла крупнейшая выставка «Царские сокровища». На ней побывала немалая часть населения Санкт-Петербурга, в том числе школьники и студенты, приезжали жители со всей округи и из соседних штатов. Город в это время стал настоящим центром русской культуры в Америке.
Приезд выставки и связанный с этим праздник придали мощный импульс деятельности диаспоры. Ее представители вместе с местными любителями нашей национальной культуры создали некоммерческую организацию «Русское наследие». У истоков организации стоял профессор-русист Билл Парсонс, более сорока лет преподававший в Колледже Эккерда историю русской культуры, включая курс лекций «История двух Санкт-Петербургов». Он стремился не только познакомить молодых американцев с собственной историей, но и пробудить интерес к духовному богатству города на Неве, куда профессор неоднократно возил своих студентов.
Как рассказал д-р Парсонс, много лет бывший президентом, а ныне исполняющий обязанности секретаря «Русского наследия», сегодня среди более чем двухсот членов и друзей организации — люди самых разных возрастов и национальностей. Многие родились в России и республиках бывшего Советского Союза, другие — потомки эмигрантов, приехавших в страну много лет назад. Немало и коренных американцев, бывавших в России, изучавших русский язык или просто увлеченных нашей культурой. Есть тут и уроженцы российского Санкт-Петербурга. Одна из них, Надя Евстигнеева, недавно была избрана президентом «Русского наследия». Активно участвуют в его работе студенты местных университетов. В январе будущего года организация широко отметит свое 20-летие.
Два Санкт-Петербурга... Настолько разные, что сравнения вряд ли возможны. Да и нужны ли? Несомненно одно: городок, когда-то основанный и гордо названный в честь великого города на Неве, сумел сохранить «русский след» в своей культурной традиции, сделать его важной частью собственной истории.