Тому не бывать, чтоб нам порознь пропадать

20.04.2015

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Михаил Шолохов при том, что заслуженно считается крупнейшим русским писателем, никогда не забывал, что он — литератор советский. А значит, злоупотреблять такими близкородственными между собой понятиями, как рок, фатум, провидение, воля свыше, не мог по определению. Слово «судьба», с точки зрения его современников-коллег, было куда более «политкорректным». Вот и включил его Шолохов в заглавие своего гениального рассказа, назначив именно судьбу одним из главных действующих лиц.

«Судьба человека» была опубликована почти через 12 лет после окончания Великой Отечественной. Еще спустя два года, в 1959-м, на экраны вышел одноименный фильм Сергея Бондарчука. И с тех пор хорошую литературу о войне невозможно представить без этой короткой истории, вобравшей в себя столько мужества, боли, любви и отчаяния, сколько не поместится и в солидный роман.

Это рассказ о жизни обыкновенного русского советского мужика, ровесника века, уроженца Воронежской губернии. В 20-е Андрей Соколов потерял всю родню: отец, мать и сестра умерли от голода. Работал в плотницкой артели, женился на сироте, воспитаннице детского дома. То, что у них с Иринкой родных было «шаром покати», — заурядный факт того времени. 

Пунктиром прочерчены события семейной жизни. По-русски любящая, всегда готовая понять и простить жена. Дети — отличники, а сын так и вовсе гордость папани: о его способностях к математике пишет центральная газета. Свой дом, скромное хозяйство. В то же время эдак ненавязчиво преследуют Андрея всевозможные фатальные вещи-обстоятельства. К примеру, выделенные ему шесть соток оказываются в непосредственной близости от авиационного завода. А тут — война. Соколов отбывает на фронт. Попадает в крайне бедственный переплет: оказывается в немецком плену...

Шолохов не хотел изображать военные будни в эпическом ключе. Бондарчук же не удержался и добавил в свой фильм несколько панорамных батальных сцен. Тем не менее рассказ с кинолентой очень близки духовно и стилистически. События видим и там, и там глазами главного героя. Соколов — трудяга, шофер, сугубо нестроевой человек, пусть и успевший повоевать в Гражданскую. Для него, как и для миллионов других солдат, мир войны был непонятным, неразумным, диким и невыносимо жестоким. Но пришлось в нем учиться выживать. Тут-то и проявляется, указывает автор, настоящий характер человека. Один из пленных пытается выдать взводного командира немцам, а Андрей Соколов совершает первое в жизни убийство: цена предательства в такой ситуации высока до предела. 

Он преодолевает все испытания, не пасует и перед лицом смертельной опасности. Даже комендант лагеря Мюллер, оценив его достойное поведение, поступает как не лишенный благородства воин: оставляет Соколова жить дальше.

Но злоключения, вцепившись мертвой хваткой, не отпускают. И все это наводит на мысль: несчастный шофер — любимая игрушка в руках случая? Сначала — неудачная попытка побега, когда его чуть не растерзали пущенные по следу собаки. Дальше — в сердцах произнесенные слова, приведшие к коменданту лагеря на рандеву, заведомо чреватое смертью. И наконец — чудовищные вести об участи родных: сначала о гибели дочек и жены, потом — апофеоз трагедии — о смерти сына от пули немецкого снайпера в День Победы. 

Швыряет человека, доброго и сильного, как пробку или какой-то иной схожий по свойствам предмет, — по-видимому, хочет объяснить нам рассказчик. В тексте возникает образ песчинки, «заброшенной в чужие края военным ураганом невиданной силы». 

Природа (действие происходит во время первой послевоенной весны) живет по незыблемым законам, ведет себя более чем предсказуемо: умирает и возрождается, чахнет и благоухает каждый год. «А человек?» — словно задается вопросом автор. А человек сопротивляется враждебным обстоятельствам, старается поступать, как должно. Зная, что товарищи остались без снарядов, Соколов спешит в дорогу. При этом осознает, что угодит под шквальный фашистский обстрел. Но он обязан проскочить, обязан.

Человеческие силы не бесконечны. Что ждет маленького Ванюшку и его нового родителя, у которого не на шутку стало прихватывать сердце? Недаром почти каждую ночь видит Соколов во сне свою убитую семью… 

Финал остается открытым. Однако вывод прост: если, не дай Бог, и впредь суждено быть игрушкой в руках судьбы, то все равно терпеть мытарства в одиночку — пустое дело. «Одному-то и курить, и помирать тошно», — говорит в начале рассказа солдат Андрей. А ближе к концу, вспоминая о встрече с Ванюшкой, подытоживает: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать». Какой бы мелкой частичкой ни чувствовал себя человек, затянутый в водоворот исторических событий, главное — помогать ближнему, заботиться о тех, кто слаб. И, само собой, Родину защищать. Таково простое и великое завещание Михаила Шолохова.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть