Душистые гроздья Луганска

21.06.2015

Денис БОЧАРОВ

23 июля исполняется сто лет со дня рождения Михаила Матусовского. Наверное, не было в нашей послевоенной истории человека, который бы воспел в своих песенных стихах Россию столь трогательно и нежно, как этот выдающийся мастер рифмованного слова. 

Если бы Матусовский не сочинил в своей жизни ничего, кроме «Не слышны в саду даже шорохи...», на памятник он бы уже наработал. В такой оценке творчества поэта сходятся многие. Однако, помимо «Подмосковных вечеров», по сути, визитной карточки советского песенного искусства, из-под пера Михаила Львовича вышли «С чего начинается Родина», «На безымянной высоте», «Березовый сок», «Московские окна», «Вологда», «Летите, голуби, летите», «Хорошие девчата», «Сиреневый туман», «Старый клен», «Школьный вальс»...

Матусовский родился в Луганске, в семье фотографа, известного, уважаемого в городе человека. Миша обнаружил тягу к стихосложению в раннем детстве. Когда ему еще не исполнилось и двенадцати, газета «Луганская правда» напечатала его первое стихотворение «Велопробег». Учась в семилетней школе, юное дарование продолжало оттачивать мастерство. Когда же пришло время выбирать профессию, Матусовский по настоянию матери, Эсфири Михайловны («Мальчик должен владеть ремеслом», — любила повторять она), поступил в техникум. Но ремесло — ремеслом, а мечта о профессиональной поэтической карьере не покидала. Параллельно с учебой в техникуме он активно пишет, причем порой на заказ. В частности, у него прекрасно получались «рекламные слоганы». 

В 1935 году Михаил Матусовский становится студентом Литературного института имени Горького. Как вспоминал впоследствии поэт, он приехал в Москву из Луганска «с чемоданом стихов, угрожая завалить столицу своей продукцией». И ему это блистательно удалось. Правда, не сразу. 

Окончив институт в 39-м, был принят в члены Союза писателей СССР. Начавшаяся война не то чтобы прервала набирающую обороты карьеру — скорее, внесла определенные коррективы. Он работает военкором во фронтовых газетах. Однако о поэзии не забывает: в годы Великой Отечественной у Матусовского вышли два стихотворных сборника — «Фронт» и «Когда шумит Ильмень-озеро». А после войны на всю страну прозвучала одна из первых песен поэта — «Вернулся я на Родину», созданная в соавторстве с композитором Марком Фрадкиным. В 50-е Матусовский шагнул уже известным автором. К его услугам все чаще прибегают кинематографисты. Песни на стихи Михаила Львовича звучат в таких знаменитых лентах, как «Испытание верности» Пырьева и «Верные друзья» Калатозова. Но подлинный звездный час наступил, когда на великолепную музыку Соловьева-Седого Матусовским были сочинены не менее проникновенные и трогательные стихи о подмосковных вечерах. Впрочем, и у данного произведения, как это часто бывает с подлинными шедеврами, — тернистая судьба. Сегодня трудно представить, что главный песенный хит Советского Союза художественная комиссия едва не зарубила, расслышав в нем «буржуазные мотивы». В итоге все же решила закрыть глаза на это обстоятельство, проявила снисходительность. Дескать, песня проходная, останется незамеченной, поскольку написана для малозначительного фильма о спорте, к тому же документального. Но народ решил судьбу «Подмосковных вечеров» иначе: прозвучавшую в картине «В дни Спартакиады» (1956) в мягком задушевном исполнении Владимира Трошина композицию страна приняла с распростертыми объятиями. В Радиокомитет стали приходить мешки писем с просьбой прокрутить песню, которая «слышится и не слышится».

С тех пор «Вечера» начали свое триумфальное шествие по планете: за без малого шестьдесят лет ее исполняли на английском, французском, итальянском, испанском, шведском, венгерском, китайском, японском, финском языках, на иврите. 

Несмотря на огромный успех, который гарантированно сопутствовал практически каждому сочинению Матусовского, назвать его жизнь безоблачной нельзя. В 1945 году у Михаила Львовича и его супруги Евгении Акимовны родилась дочь Лена. Врачи диагностировали у нее врожденный порок сердца. Девочка росла очень талантливой, как и отец, писала стихи, а впоследствии стала известным специалистом в области живописи. Ее жизнь оборвалась в 32-летнем возрасте: молодая женщина внезапно умерла от рака легких. Утрату дочери чета Матусовских пережила очень тяжело. Нет, эта трагедия не наложила пагубный отпечаток на творческие способности: он продолжал создавать замечательные рифмованные полотна, обретшие свое бессмертие в песнях «Целую ночь соловей нам насвистывал» («Белой акации гроздья душистые» — строчка, продиктованная ностальгией по родному Луганску), «Ну почему ко мне ты равнодушна», но делал это все реже. Если в 50-х–60-х стихотворные сборники выходили у Матусовского регулярно, то за последние тринадцать лет (а именно на столько Михаил Львович пережил дочь) таковых появилось лишь два.

Под занавес жизни поэт предпочитал уединение и покой. Однако не стал затворником. Под Москвой, в Красной Пахре, его часто навещали друзья и соседи по даче Константин Симонов, Людмила Зыкина, Эльдар Рязанов... Михаила Матусовского не стало ровно четверть века назад — 16 июля 1990 года.

На малой родине поэта помнят и чтут. Удостоили звания почетного гражданина Луганска. Матусовский даже иронизировал по этому поводу: «Наконец-то в родном городе меня перестанут называть Мишей — сыном фотографа Матусовского». А в 2007 году в Луганске ему был открыт памятник.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть