ММКФ покорился «Судьбе»
17.03.2019
Дебютный Московский кинофестиваль прошел в 1935-м, однако согласно принятой нумерации форума первым считается ММКФ 1959 года, чей лозунг звучал так: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами».
То время для многих советских людей было весьма необычным, волнующим, исполненным надежд. Прежде полузакрытый для остального мира Советский Союз сначала робко, затем все решительнее распахивал перед ним свои окна и двери.
В 1957-м в Москве прошел Фестиваль молодежи и студентов. Вскоре наш фильм «Летят журавли» завоевал в Канне «Золотую пальмовую ветвь» (1958). Международный конкурс имени Чайковского привлек на свою сцену великолепных виртуозов со всей планеты, а Большой театр стал постоянным гостем в западноевропейских странах.
1959-й был отмечен не менее впечатляющими событиями. К примеру, Christian Dior устроил в нашей столице показ мод, американцы — национальную выставку, на которой были представлены автомобили, одежда, бытовая техника и даже компьютеры.
С официальным предложением провести в Москве международный кинофестиваль первой выступила министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Форум открылся 3 августа во Дворце спорта в Лужниках. К участникам и гостям обратился глава государства Никита Хрущев: «В наше время кино стало важнейшим и самым массовым из искусств, так как оно обращается к мыслям и чувствам миллионов людей, оказывая глубокое влияние на их умы и сердца. Киноискусство стало могучей духовной силой и важным средством общения между народами». Всего зрители посмотрели около двухсот кинолент, 88 из которых вошли в конкурсную программу.
Открывала ММКФ Фурцева, флаг форума поднимал народный артист СССР Сергей Бондарчук, представивший на суд жюри собственный фильм «Судьба человека». Пронзительная картина, снятая по рассказу Михаила Шолохова, изначально считалась фаворитом кинофестиваля.
«Нужно откровенно признаться, что наряду с хорошими и значительными произведениями были показаны посредственные и даже слабые, — писал в те дни критик Георги Стоянов-Бигор. — Это, на мой взгляд, относится и к нашей болгарской, а также к румынской, чехословацкой и немецкой кинематографии. Они не представили интересных, значительных произведений искусства. Советская печать, мне кажется, отнеслась слишком снисходительно к оценке многих наших кинофильмов. Я думаю, что после таких фильмов, как «Судьба человека» и «Коммунист», никто не имеет права пользоваться стандартными драматургическими приемами или механическим копированием неореализма».
Разглядывая сегодня черно-белые фестивальные фотографии, испытываешь смешанное чувство любопытства и ностальгии. Вот — крепкий и жизнерадостный Борис Андреев, а вот — обаятельная Зинаида Кириенко, ослепительная Элина Быстрицкая, изящная Людмила Гурченко, два солидных мэтра — Сергей Герасимов и его тезка Юткевич, вальяжные французы Робер Оссейн и Кристиан Жак.
Чтобы увидеть звезд, любители кино устраивали многочасовые дежурства у «Ударника», на Красной площади, возле ГУМа. Если же удавалось еще и взять автограф, то счастью киноманов не было предела.
Зарубежных знаменитостей на фестивале оказалось не то чтобы очень много, но и не сказать, что совсем мало. Тепло приветствовали, помимо перечисленных, итальянку Джульетту Мазину, француженку Николь Курсель, англичанку Кэрол Лесли. Прибыл в столицу Советского Союза и седовласый французский режиссер Абель Ганс, предвосхитивший в фильме «Наполеон» появление широкого экрана.
Эпоха визитов ослепительных и неподражаемых — Джины Лоллобриджиды, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Жана Маре, Симоны Синьоре, Анны Маньяни, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Ива Монтана, Марчелло Мастроянни и многих других — наступит позже.
А в 1959-м в Москве также побывала Марина Влади, еще совсем молодая, едва за двадцать, уже успевшая сыграть во французском фильме «Колдунья». В титрах было сказано, что это экранизация повести Куприна «Олеся», хотя от текста Александра Ивановича осталось в этой адаптированной к западным реалиям «экранизации» всего ничего. Зато там сверкали этаким мистическим озорством глаза будущей жены Владимира Высоцкого, мелькала ее белокурая грива.
По приезде к нам Влади пользовалась повышенным вниманием, ее фотографии мелькали в газетах. Но куда более популярной была в СССР супруга Федерико Феллини — Мазина, получившая прозвище «Чаплин в юбке». В одном из интервью Джульетта, окончившая в Римском университете филфак, призналась в любви к русской литературе: «Я очень люблю Достоевского, Льва Толстого. Но, пожалуй, ближе всего мне Чехов и чеховский театр. Я играла Ирину в «Трех сестрах», Соню в «Дяде Ване». Очень хотелось бы сыграть в «Чайке». Чехова очень любят в Италии. Его мягкость и тонкость, его психологизм и грустноватый юмор очень близки итальянцам». По словам Мазины, ей очень понравилась Москва, особенно ее величественная Красная площадь в тихие ночные часы. Актриса также призналась: «Огромное впечатление произвела на меня короткая поездка в Ленинград — город необычайной красоты. Хочется вновь приехать к вам...»
«Фестиваль 1959 года — это было нечто! — вспоминал кинокритик и переводчик Александр Брагинский. — Перед началом фильма гости выходили на сцену — и молчали, а кто-то из нас представлял их: «К вам приехали ведущие актеры и режиссер фильма, который вы сейчас будете смотреть и получите большое удовольствие». Все хлопали, гости кланялись, и вся наша делегация удалялась в соседнюю комнатку, где нас хорошо очень угощали».
События первого ММКФ запечатлел документальный фильм «Звезды встречаются в Москве», поставленный режиссерами Василием Катаняном и Владимиром Бычковым.
Кинофестиваль завершился 17 августа. Жюри под руководством Сергея Герасимова присудило главный приз «Судьбе человека». Золотых медалей удостоились «Мы — вундеркинды (ФРГ), «Бегство из тени» (Чехословакия). Ту же награду получила лента «Настанет день» (Пакистан) — в этом случае организаторы продемонстрировали известное великодушие.
Оценивая конкурсные работы, хозяева форума явно не скупились на призы. Серебряные медали увезли с собой представители Монголии, Северной Кореи, Китая, Польши, Индии, Великобритании. В конкурсе короткометражных фильмов победила лента «Вода приходит в Бакхынгхай» о строительстве канала Бакхынгхай из Демократической Республики Вьетнам.