Котел возмездия

18.04.2015

Наш народ всегда будет помнить: прежде, чем пришла победная весна сорок пятого, Родина пережила несколько чрезвычайно тяжелых военных зим. И одна из них — 1942–1943 годов — стала великим прологом славной Победы.

Спустя много десятилетий в словесный обиход, увы, возвращаются полузабытые термины тех трагических и героических лет. К примеру, мы снова обсуждаем особенности котлов — иловайского, дебальцевского, в которых оказались «захлопнутыми» боевые части агрессоров, стремящихся навязать свою волю жителям Донбасса. Самым же известным в мировой истории котлом стало окружение гитлеровцев под Сталинградом. Жаль, что этот исторический урок не пошел впрок новоявленным (во многом карикатурным, но оттого не менее злобным и опасным) «цивилизаторам», ненавистникам русских «ватников» с «колорадскими» ленточками. Но конечный результат и в этом случае вполне предсказуем: враги России будут разбиты, победа будет за нами. Как доказывали под Сталинградом эту простую истину наши отцы, деды и прадеды, описывает кандидат исторических наук, член Российского военно-исторического общества Дмитрий СУРЖИК.

После Сталинградского котла вермахт уже не смог оправиться. Военное и моральное поражение привело к сильнейшему кризису в странах вражеской коалиции, а в Италии даже способствовало падению режима Муссолини. Войска гитлеровской Германии и ее сателлитов, не знавшие крупных неудач в ходе молниеносных европейских кампаний 1939–1941 годов, были наголову разбиты.

Окружение под Сталинградом уникально. К примеру, в котел попали не только солдаты с передовой, но и тыловые части обслуживания, которые в обычном бою никогда не оказались бы нос к носу с противником — повара, связисты... Положение усугубилось тем, что советские войска окружили их зимой, в разрушенном многомесячными боями городе. В подобный исход германское командование не верило до конца. Блокада, непрестанные боевые действия, суровая, во многом критическая обстановка деморализовали всех, угодивших в это кольцо смерти, а равно их родственников в далеком тылу. 

Эта катастрофа, по данным историка Р. Оверманса, привела в январе 1943-го к безвозвратным потерям немцев в количестве 180 310 человек. Лишь в августе 1944-го советским солдатам удалось уничтожить нацистов больше, чем в Сталинградской битве. 

Противостояние под Сталинградом традиционно делится на три периода. Первый — с середины июля по конец августа 1942 года, когда происходили маневренные сражения на дальних подступах к городу. Создавался и укреплялся наш танковый кулак, который в итоге обрушили на врага с целью остановить его продвижение в глубь страны. 

Советская пехота с этой задачей справиться поначалу не могла — германские пехотинцы превосходили ее в тактическом плане. В ожесточенных боях сгорел 13-й танковый корпус Трофима Танасчишина. Наши танки сражались без поддержки со стороны артиллерии и пехоты, что приводило к огромным потерям. Но именно танковые бригады стали для командования Сталинградского фронта главным средством оперативного реагирования в тяжелейших ситуациях. Ведь такую бригаду можно быстро перебросить навстречу противнику, находящемуся в сотнях километров. 

Танковые дивизии с обеих сторон вступали в схватку частями, по мере прибытия в район интенсивных боевых действий. В 1942 году советские танкисты еще только набирались боевого опыта, а их командиры учились управлять войсками. Тогда же, увы, развеялся миф о неуязвимости наших боевых машин КВ и Т-34: у фашистов появились новые виды вооружения, их бронетехника была существенно модернизирована.

Второй период Сталинградской битвы длился с конца августа по 19 ноября. Шли бои за сам Сталинград. Силы одноименного фронта наносили контрудары по флангу 6-й немецкой армии. Большинство историков, говоря об этой битве, исследуют лишь уличные сражения среди городских развалин. Длительные позиционные бои с применением большого количества бронетехники к северу от города остаются малоизученными. Однако те имели важнейшее, если не решающее значение. Ведь если бы сопротивление фашистам осуществлялось лишь из Сталинграда, город был бы взят. 

Такого не случилось — как раз благодаря непрерывным атакам на войска Паулюса с севера. Красная Армия вынуждала врага перераспределять силы: наиболее мощные формирования немцев были отправлены для отражения ударов советских танковых корпусов и стрелковых дивизий Константина Рокоссовского. 

Части гитлеровцев, что послабее, штурмовали город. Противник сумел отразить контратаки севернее Сталинграда, тем не менее они помогли героическим защитникам выстоять. К лету 1942 года наша пехота набралась опыта, овладела приемами и навыками штурмовых действий. Командование фронта изменило тактику. Повсеместная работа штурмовых групп в сочетании с оптимальным использованием танков позволила выполнять задачи, которые прежде были не по силам. 

К концу 1942-го немцев измотали, а Красная Армия выиграла время для подхода подкрепления. Инициатива перешла к нашим войскам. 

Завершающий, третий этап битвы под Сталинградом — с 19 ноября 1942-го по 2 февраля 1943-го. Он характерен в первую очередь окружением войск Паулюса, отражением попытки Манштейна вызволить 6-ю армию из котла и уничтожением окруженных немцев в ходе операции «Кольцо». 

Обе стороны руководствовались следующим соображением: окружив, можно вырвать из построения неприятеля часть сил и на какое-то время, до прибытия дополнительного резерва, получить на важнейших участках численное превосходство. 

Именно поэтому и немцы, и русские быстрый разгром окруженного врага считали важнейшей задачей. Перед войсками Донского фронта под командованием Рокоссовского ее поставили еще 30 ноября. Но поначалу это было невыполнимо: окруженных войск противника оказалось значительно больше, чем предполагалось. Переварить их в котле в тот момент не представлялось возможным. Помешали и действия фельдмаршала Манштейна, пытавшегося деблокировать армию Паулюса в ходе операции «Зимняя гроза». 

Навстречу Манштейну бросили нашу 2-ю гвардейскую армию, и в районе Котельниково деблокирующий удар фашистов был нейтрализован. Паулюс потерял последнюю надежду вырваться из котла, а возможностей германской авиации недоставало даже для минимального снабжения окруженных. 

К середине января 1943-го положение варившихся в котле немцев существенно ухудшилось: территория, которую они занимали, резко сократилась и простреливалась со всех сторон огнем артиллерии. Германское командование в декабре 1942 года израсходовало резервы, втянуло почти все дивизии в первую линию обороны, чтобы не допустить полного закрытия котла. Продовольствие и боеприпасы были на исходе. 

Наши авиация и зенитная артиллерия сорвали вражеские планы по доставке необходимого по воздуху — из Тацинской, Морозовского, Чернышковского, Котельниково, Зимовников и Сальска, где находились военные аэродромы противника. Все они были уничтожены советскими летчиками и артиллеристами во время операции «Малый Сатурн». В результате расстояние от баз до посадочных площадок 6-й гитлеровской армии увеличилось на сотню километров. А в связи с продвижением фронта на запад эти базы пришлось отодвинуть еще на 150 км. 

Блокировать снабжение фашистов было поручено воздушным армиям — 16-й, 8-й и части 17-й, а также войсковой зенитной артиллерии и части корпусного района ПВО. К началу января 1943 года наше командование разработало комплексную систему воздушной блокады. В результате немцы потеряли 488 самолетов и порядка тысячи человек летного состава. 

В то же время на южном крыле советско-германского фронта сложилась обстановка, которая требовала не просто уничтожения окруженной группировки, но выполнения этой задачи в кратчайшие сроки. 

В связи с полномасштабным наступлением Красной Армии необходимо было перебросить значительные силы из-под Сталинграда на другие театры военных действий. Также следовало наладить транспортное снабжение на сталинградском направлении, дабы связаться с нашими войсками, наступавшими на Ростов и Донбасс. От Паулюса Гитлер требовал продержаться как можно дольше и таким образом не допустить окружения группы армий «А», отступавших с Кавказа.  

В разработке операции по уничтожению армии Паулюса, получившей название «Кольцо», помимо командования Донского фронта, принимал участие представитель Ставки Николай Воронов. Планировалась ликвидация традиционным способом: разделить группировку на несколько частей и разгромить каждую из них по отдельности. В этом случае противник заведомо лишался возможности маневрирования по периметру котла. 

Расчленить немецкие войска на две части задумали силами 65-й армии и смежных с ней флангов 21-й и 24-й армий. 

Второй удар наносился для прорыва обороны противника и развития наступления в тыл западной части окруженной группировки. 

Чтобы дезориентировать окруженных немцев, войска Донского фронта сымитировали сосредоточение своих крупных соединений за левым флангом 24-й армии, использовали для этого макеты орудий и танков. 

8 января советская сторона предложила немцам сдаться. Паулюс отказался. 

К исходу 10-го оборона противника была прорвана вглубь на 6–8 км. К середине дня 15 января ее прорвали основательно. 6-я немецкая армия стала отходить к развалинам Сталинграда, где заняла жесткую оборону. 

С утра 22-го советские войска возобновили наступление, эффективно атаковав с помощью артиллерии и эти оборонительные рубежи.

25-го наши ворвались в Сталинград с запада. К вечеру 26-го Красная Армия расчленила группировку врага надвое. Южная часть оказалась зажатой в центральной части города. Северная попала в окружение в районе двух заводов — Тракторного и «Баррикад». Началась массовая сдача в плен германских солдат и офицеров: с 27 по 29 января сдались 15 000 гитлеровцев. Окончательно группировка 6-й немецкой армии была уничтожена 2 февраля. 

Сталинградская кампания в целом и операция «Кольцо» в частности служат примером высочайшего профессионализма нашего командования. Именно их итоги привели к тому, что весь мир увидел опозоренную, униженную, обескровленную фашистскую армию, которая до сих пор считалась непобедимой. 

Организация сталинградского котла вошла во все учебники по тактике и стратегии. Его уроки используют и по сей день. Опыт Сталинграда был применен недавно ополченцами в районе Дебальцево. Они расчленили группировку противника и били по разрозненным частям из всех имевшихся орудий. Безусловно, воинам ДНР и ЛНР пришлось сражаться с меньшими по численности воинскими формированиями (украинских силовиков и карателей из так называемых «добровольческих» батальонов, окруженных в котле, насчитывалось не больше восьми тысяч), тем не менее использованные ополчением методы во многом напоминают действия советских войск под Сталинградом. 

Приблизил ли дебальцевский котел окончание гражданской войны на Украине, узнаем позже. Но уже сейчас можно сказать, что в анналы военной истории и это окружение неприятельских сил вошло по праву.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть