Антимайдан-2010. Четыре года спустя

03.06.2014

В октябре 2010 года была обнародована идейно-политическая работа Никиты Михалкова «ПРАВО И ПРАВДА. Манифест просвещенного консерватизма». Представителями политического класса России этот неожиданный документ был воспринят по-разному, а осмысление его продолжается по сей день. «Манифест» опередил свое время — значимость его в полной мере стала очевидна только сейчас.

Через несколько месяцев после выхода этого программного документа, декларирующего необходимость возврата к традиционным ценностям и выступающего против разрушительного революционизма во всех его проявлениях, началась пресловутая «Арабская весна». Она потрясла Ближний Восток и Северную Африку, привела к чудовищному кровопролитию, свержению законных правительств, фактически поставила крест на таком государстве, как Ливия, до сих пор угрожает целостности и государственности Сирии…

Волны политических и социальных разрушений докатились и до постсоветского пространства. В России враждебный государству и обществу вал удалось погасить — «болотная» стихия (включающая в себя не только митинги в центрах городов, но и агрессивные атаки на традиционную семью, церковь, другие государственные и общественные институты) сколько-нибудь значительной поддержки среди россиян не встретила. Зато на Украине зловещий клон «Арабской весны» проявил себя в полной мере и в самых опасных формах гражданского противостояния.


Мы предлагаем еще раз — вдумчиво и детально — перечитать «Манифест просвещенного консерватизма». Журнал «Свой» из номера в номер будет публиковать и обсуждать фрагменты «ПРАВА И ПРАВДЫ».


«Эйфория либеральной демократии закончилась»

Мы убеждены — перестав делить прошлое, мы обретаем настоящее и гарантируем будущее. Исторически Государство Российское развивалось, следуя тысячелетнему пути: от «Святой Руси» к «Великой России».

Киев! Владимир! Москва! Петербург-Петроград! Москва! Вот пять этапов жизни Отечества нашего, судьбы Родины нашей…

Наступил XXI век.

Можем мы сегодня, положа руку на сердце, сказать себе и людям: да, мы удовлетворены всем, что происходило и происходит в России? Думается, что нет!

Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян. За «парадом» экономических реформ и «фасадом» либеральных институтов по-прежнему скрываются традиционные, архаичные общественные отношения.

Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики.

Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора — делать дело!

Первое, что нам необходимо, — это установление и поддержание законности и правопорядка в стране. Второе — обеспечение культурной и национальной безопасности. Третье — рост «благосостояния для всех». Четвертое — восстановление чувства гордости и ответственности за свою страну. Пятое — гарантирование социальной справедливости и социальной защиты граждан, а также отстаивание прав и свобод наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.

Чтобы добиться этого, нам следует:

— возродить силу и мощь российского государства;

— поддержать становление новых для России структур гражданского общества;

— восстановить и укрепить нравственный авторитет власти;

— обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики;

— заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности.

Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире.

Россияне ждут сегодня от нас именно таких реформ и таких перемен. Не возврата к прошлому — этого в России не будет! А обращения к будущему — достойному будущему великой страны.

Мы убеждены, что только справедливая форма сочетания свободы и власти, основанная на соединении заповедей и идеалов ПРАВДЫ с принципами и нормами ПРАВА, может и должна обеспечить всем нам «нормальную человеческую жизнь в нормальной человеческой логике — без революций и контрреволюций».

Таков наш курс — курс на экономический рост и политическую стабильность, которые должны позволить России в XXI веке стать сильной независимой конкурентоспособной страной…

Мы считаем, что решение задач по обеспечению политической стабильности и экономического роста страны и превращение России в конкурентоспособную мировую державу возможно при условии, если государство и гражданское общество придут к согласию и совместно сформулируют Общенациональную миссию и Программу развития России в XXI веке.

Для достижения этого «согласия» нам требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального производства: ТРУД, ЗЕМЛЮ, КАПИТАЛ И ЧЕЛОВЕКА, рассмотрев их с точки зрения духовного единства ПРАВА И ПРАВДЫ.

Для того, чтобы увидеть материальный мир и человека через ПРАВО И ПРАВДУ, необходимо новое мировоззрение, способное одновременно воспринимать как всеобщие тенденции глобального развития человечества, так и локальные особенности развития наций, народов и личностей.

И такое универсальное мировоззрение есть, мы называем его просвещенно-консервативным.

Просвещенный консерватизм — это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его.

Мировоззрение просвещенного консерватизма, представленное как система принципов и идей, образует теоретическую основу российского консервативного движения и задает теоретический вектор для разработки полноценной Программы действий.

Просвещенный консерватизм как идеология позволяет последовательно и эффективно проводить в жизнь динамично-стабильную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на достижение глобальных целей и решение конкретных задач политического, экономического и социального развития нашей страны.

Просвещенный консерватизм и просвещенные консерваторы — кто они?

Просвещенный консерватизм есть консерватизм истинный. Он не имеет ничего общего с «реакционностью», «застоем», «охранительством» и «нежеланием перемен».

Русский мыслитель Николай Александрович Бердяев дал яркую и точную характеристику его основных начал:

«Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва этой связи, соединяет будущее с прошлым. Консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к истокам жизни, связывает себя с корнями. Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем, сопротивление нетленности тлению. В нем живет энергия не сохраняющая только, но преображающая».

В России, как и в Западной Европе, историческими предшественниками истинного, или просвещенного, консерватизма были свободомыслящие аристократы-государственники…

Мировая и отечественная история учит: все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации.

А «разруху в стране и головах», принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций… Всякий нормальный человек любит Родину и почитает Отечество.

Александр Сергеевич Пушкин в своем письме к Петру Яковлевичу Чаадаеву выразил это чувство просто и ясно:

«Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог ее дал».

Примечательно и то, что написал Пушкин эти слова по-французски…

Просвещенному консерватизму чужд патриотизм квасной, который так же далек от патриотизма истинного, как и национальное беспамятство. Истерика национальной исключительности, крикливый шовинизм в лучшем случае — глупость, в худшем — провокация.

Не монополизируя право на патриотизм, мы твердо заявляем о равном неприятии как чувства пролетарского интернационализма, ведущего к «казарменной дружбе народов», так и «слепой привязанности» к космополитическим ценностям, порождающей у человека черствость и равнодушие к своей Родине.

Истинный просвещенный патриотизм является нормой, принципиальной мужественной позицией, показателем душевного здоровья и зрелости человека и гражданина, для которого любовь к своей земле не означает неприязни к загранице, ведь патриотизм — это общность любви, а не ненависти.

Мы объединяемся вокруг созидающего «да», а не вокруг разрушающего «нет»…


Точка зрения

Сергей Марков, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ

— Очень хорошо помню основные положения этого «Манифеста…», опубликованного в 2010 году. Он был чрезвычайно актуален тогда и не менее актуален сейчас. Михалкову, несомненно, делает честь то, что он одним из первых превратил просвещенный консерватизм в политический мейнстрим, начал концептуально и аргументированно отстаивать традиционные ценности большинства наших соотечественников. 

Причем мейнстримом такая система взглядов стала и для руководства страны, для президента Владимира Путина, а также для многих средств массовой информации, включая ведущие российские телеканалы.

Мне тоже довелось принять участие в популяризации важнейших тезисов современных консерваторов. Одна из моих статей 2011 года была весьма созвучна «Манифесту…» и начиналась буквально так: «В современной России консерватизм до последнего времени понимался как реакционность. С большевистских времен он несет негативный подтекст. Но консерватизм действительно является реакцией — реакцией на дестабилизацию, на распад социальных институтов, на действия, в результате которых люди чувствовали себя дискомфортно… Когда все распадалось буквально на глазах, возникало стремление к сохранению оставшегося, к консерватизму. И именно поэтому консерватизм становится крайне востребованным сейчас, когда на наших глазах мир приходит в хаос».

Полагаю, что сегодня вновь необходимо вынести на самое широкое обсуждение темы и тезисы, ставшие основой «Манифеста просвещенного консерватизма».  

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть