Аll inclusive для императрицы
02.07.2014
Татьяна УЛАНОВА, Симферополь
Крымской столице Симферополю — 230 лет. В 1784-м, спустя год после присоединения полуострова к России, императрица Екатерина II подписала указ о строительстве в Таврической области губернского города на реке Салгир, и генерал-губернатор Новороссии светлейший князь Григорий Потемкин взялся за дело. Тогда же в Тавриде началась масштабная подготовка к приему государыни-матушки.
Вояж был приурочен к 25-летию царствования 58-летней Екатерины Великой. Организатором поездки, или, как сейчас сказали бы — туроператором, выступил все тот же фаворит Григорий Александрович. Ударить в грязь лицом новороссы не имели права. В спешном порядке нужно было отремонтировать старые и построить новые дороги и мосты, возвести путевые дворцы (по теперешним понятиям: all inclusive) или хотя бы войлочные кибитки (bed&breakfast), где императрица могла отдохнуть после утомительной дороги.
В большом путешествии по новым землям, которое началось в январе 1787-го и продолжалось более полугода (из них три месяца ждали в Киеве, пока сойдет лед на Днепре), Екатерину Алексеевну сопровождали австрийский император Иосиф II, французский, английский и австрийский послы. Императорский кортеж насчитывал больше сотни карет и колясок. По пути следования царицы было собрано десять тысяч лошадей. Но что там дворцы и кони! Предполагалось, что за 12 дней непосредственно на Крымском полуострове государыня посетит 39 различных пунктов, и на всем пути следования, как грибы после дождя, вырастали деревни, сады и прочие милые глазу декорации. Через каждые десять верст расставлялись верстовые столбы («екатерининские мили»). Пять из них — уникальные памятники зодчества ХVIII века — стоят и сейчас. Других сооружений, возведенных по случаю приезда Екатерины II в Крым, не сохранилось.
Запах фуражки
В результате масштабной «реконструкции» полуострова родился исторический миф «потемкинская деревня», давно ставший фразеологизмом. О екатерининском фаворите говорили, будто он занимался бутафорией, пускал пыль в глаза. Однако под Симферополем и сегодня жива-здорова самая настоящая, не картонно-разрисованная потемкинская деревня, которая когда-то называлась величественными Санкт-Петербургскими Мазанками, но со временем превратилась в русско-крестьянскую Мазанку. Даром что теперь это большое село с действующим Свято-Никольским храмом. Нуждающимся в помощи. Как многие храмы России.
— В 1784 году, после русско-турецкой войны, Потемкин оставил здесь на поселение 12 русских солдат, — рассказывает уроженка Мазанки преподаватель Таврического университета Симферополя Ольга Володченко. — Среди них — и мои предки: Тороповы, Негодяевы и Щегловы. Так что я крымчанка в восьмом поколении — точно. Для этих солдат привезли 12 девушек с юга России, и по фуражкам они должны были выбрать себе суженого. Говорят, «своего» определяли по запаху. Так появилось одно из первых поселений русских в Крыму. Дома строили — один на две семьи — из местного камня колыпа. Сверху обмазывали знаменитой мазанской глиной — если уж к сапогам прилипнет, ни за что не отдерешь. Со временем здесь стали селиться другие народы. На деревенских праздниках звучали русские песни, татарские, немецкие, еврейские («Семь сорок» — обязательно!). По легенде, которая у нас передается из поколения в поколение, когда Потемкин показал императрице новое поселение, она окинула взором окрестности и повелела: «Отныне стоять здесь Санкт-Петербургским Мазанкам». Сегодня жители мечтают вернуть селу историческое название.
Хан-Сарай для царицы
За год до начала путешествия царицы из Петербурга в Крым был объявлен маршрут длиной в 5657 верст. 2 января 1787 года 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней двинулись в путь. Императорская свита состояла из 3 тысяч человек. Екатерине Великой была подана карета, запряженная 40 лошадьми. С ней находились придворные, слуги и послы иностранных государств.
Первую остановку в Крыму решили сделать в Бахчисарае, в безукоризненно отремонтированном Ханском дворце — единственном в мире образце крымско-татарской дворцовой архитектуры. Большую часть мебели и предметов интерьера привезли из Москвы, Петербурга и Константинополя, стенные шкафы и притолоки дверей украсили живописью. Реставрацией занимались 60 мастеров и столько же рабочих. У ворот дворца установили милю с надписью на русском и татарском: «Благородной памяти императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае 1787 года, мая 14». Для государыни подготовили несколько помещений. Одну комнату декорировали роскошными люстрами, зеркалами и столами с мраморными крышками, соорудили альков.
Больше двух столетий во дворце бережно хранили память о Высочайшем визите 1787 года. Но в 90-е годы ХХ века из-за политических проблем «Екатерининская комната» прекратила свое существование. Предметы мебели были сосланы в запасники. И хотя Ханский дворец никогда не был обделен туристами, обретение Крымом нового статуса — хороший повод вернуть экспозицию на прежнее место. И привлечь в очаровательный Бахчисарай новые потоки путешественников.
Из Бахчисарая Екатерина Алексеевна проследовала до Чуфут-Кале. Затем отправилась со свитой в Инкерман, где любитель сюрпризов Потемкин, в разгар обеда, неожиданно открыв занавес на балконе, показал новый город Севастополь, а в бухте — величественный Черноморский флот. Залпы салюта озарили небо в честь визита императрицы. Потом была встреча под Балаклавой с «амазонской ротой», состоящей из дочерей и жен местных греков, Байдарский перевал, Симферополь, Карасубазар, Судак, Старый Крым. И, наконец, Феодосия — последний пункт большого путешествия российской правительницы. Здесь на монетном дворе в честь Екатерины II и сопровождавшего ее австрийского императора Иосифа II были выпущены две золотые монеты. А уроженец этих мест Иван Айвазовский позднее посвятил визиту царицы живописное полотно «Посещение Екатериной Феодосии», которое теперь можно увидеть в городской картинной галерее. Лицезреть южное побережье Крыма Екатерина Великая смогла только с Байдарского перевала. Проложить дороги туда в кратчайшие сроки даже всемогущему Потемкину оказалось не по силам...
Это была первая туристическая поездка в Крым. Даром что императрица ехала с инспекцией по новым землям. И желанием продемонстрировать соседям всю мощь Российской империи. Тур был организован на высшем государственном уровне. Из казны на него было потрачено 15 млн рублей. Еще три миллиона вложил Потемкин-Таврический. Для простого человека поездка в Крым еще довольно долго была скорее испытанием на прочность, чем приятным времяпрепровождением — отсутствие нормальных дорог давало о себе знать. А вот государи, кроме сына Екатерины Павла I, «полуденный край» полюбили. Некоторые возвращались вновь и вновь, строили резиденции для комфортного отдыха членов семьи. Чтобы объехать все места, связанные с императорской фамилией, съемочной группе Дирекции президентских программ Российского фонда культуры во главе с автором и продюсером фильма «Романовы и Крым» Еленой Чавчавадзе не хватило и двух недель. Тема актуальна. И практически неисчерпаема.
Продолжение следует...